Постановление Президиума Оренбургского областного суда от 09.12.2013 по делу N 44г-57 <Требование об отмене судебных постановлений об отказе в принятии заявления налогового органа о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц и пени удовлетворено, так как налоговая инспекция представила все необходимые документы, подтверждающие заявленное требование>
ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ПРЕЗИДИУМ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 декабря 2013 г. по делу № 44г-57
м/с Спиридонова О.М.
ф/с Образцова Н.К.
Президиум Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего - Емельянова В.А.,
членов президиума: Мишина Ю.В., Акулова А.И., Капустиной Н.И., Решетниковой Т.П., Сайтбурхановой Р.Х., Петерс И.А.,
рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга на определение мирового судьи судебного участка в административно-территориальных границах всего Красногвардейского района Оренбургской области от 1 апреля 2013 года и определение Красногвардейского районного суда Оренбургской области от 21 июня 2013 года об отказе в принятии заявления Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга (далее - ИФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга) о выдаче судебного приказа о взыскании с Б.В.П. недоимки по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц и пени,
заслушав доклад судьи Оренбургского областного суда Белинской С.В.,
установил:
ИФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, ссылаясь на то, что должник Б.В.П. в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации является плательщиком транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц, которые своевременно им не были уплачены. На сумму неуплаченных налогов в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации начисляется пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога. В соответствии со статьями 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации Б.В.П. направлено требование об уплате налогов и пени по состоянию на 18 ноября 2012 года № 266132, которое в добровольном порядке должником не исполнено.
ИФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга просила выдать судебный приказ о взыскании с должника Б.В.П. задолженности за 2010 - 2011 годы по налогу на транспорт в сумме... руб. и пени в сумме... руб., задолженности по налогу на имущество в сумме 9612,28 руб. и пени в сумме... руб.
Определением мирового судьи судебного участка в административно-территориальных границах всего Красногвардейского района Оренбургской области от 1 апреля 2013 года ИФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга в принятии вышеназванного заявления о выдаче судебного приказа отказано.
Определением Красногвардейского районного суда Оренбургской области от 21 июня 2013 года определение мирового судьи от 1 апреля 2013 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в Оренбургский областной суд 28 августа 2013 года, ИФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга просит отменить вышеуказанные судебные постановления.
Определением судьи Оренбургского областного суда Белинской С.В. от 29 октября 2013 года кассационная жалоба с материалом переданы для рассмотрения в судебном заседании президиума Оренбургского областного суда.
В силу статьи 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем на основании статьи 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации президиум Оренбургского областного суда находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материал, изучив доводы кассационной жалобы, президиум Оренбургского областного суда приходит к следующему.
В соответствии со статьей 122 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебный приказ выдается, если заявлено требование о взыскании с граждан недоимок по налогам, сборам и другим обязательным платежам.
В силу пункта 5 части 2 статьи 124 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в заявлении о вынесении судебного приказа должны быть указаны доказательства, подтверждающие обоснованность требования взыскателя.
Согласно пунктам 3 и 4 части 1 статьи 125 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судья отказывает в принятии заявления о вынесении судебного приказа в случае, если не представлены документы, подтверждающие заявленное требование; из заявления и представленных документов усматривается наличие спора о праве.
Мировой судья отказал в принятии заявления ИФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга по тем основаниям, что взыскателем не представлены документы, подтверждающие заявленное требование, а именно документы, подтверждающие право собственности на объекты налогообложения, и расчет взыскиваемых недоимок по налогам и пени, а также из заявления и представленных документов усматривается наличие спора о праве.
Суд апелляционной инстанции, оставляя определение мирового судьи без изменения, согласился с данным выводом мирового судьи.
Данные выводы сделаны на основании неправильного применения норм материального и процессуального права.
Как следует из представленного материала, ИФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга, обращаясь к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Б.В.П. недоимки по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц и пени, в подтверждение заявленных требований представила следующие документы: требование № 266132 об уплате налога, пени, штрафа по состоянию от 18 ноября 2012 года, налоговое уведомление № 303553 и реестры заказных писем об их отправке должнику.
Расчет требуемых сумм недоимок и пени приведен в налоговом уведомлении, приложенное к заявлению.
Что касается документов, подтверждающих право собственности на объекты налогообложения, то мировым судьей не было учтено, что в соответствии с пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
В силу пункта 11 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, указанные в пункте 4 настоящей статьи Кодекса, представляют соответствующие сведения в налоговые органы в электронном виде.
На основании указанных сведений налоговый орган направил налогоплательщику налоговое уведомление, в котором содержатся все необходимые данные относительно объекта налогообложения.
Таким образом, ИФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга представила все необходимые документы, подтверждающие заявленное требование.
Отказывая в принятии заявления налогового органа со ссылкой на наличие спора о праве, мировой судья не указал, какой конкретно спор о праве имеется в данном случае, и не учел, что Федеральным законом от 29 ноября 2010 года № 324-ФЗ в статью 48 Налогового кодекса Российской Федерации внесены изменения, которыми установлен порядок обращения налогового органа в суд.
Согласно пункту 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Согласно действующему гражданскому процессуальному законодательству приказное производство является упрощенной формой судопроизводства в отличие от искового производства.
Требования о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица зачастую носят бесспорный характер.
Таким образом, пункт 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, в том числе и для повышения эффективности и ускорения судопроизводства, специальный порядок обращения в суд налогового органа, согласно которому требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица предъявляется налоговым органом в порядке приказного производства. В порядке искового производства такие требования могут быть предъявлены налоговым органом только со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа и не позднее шести месяцев от этой даты.
Сведений о том, что по возникшему спору был вынесен и впоследствии отменен судебный приказ, в материале не имеется.
Из представленного материала также не следует, что на момент подачи заявления налоговым органом должник был не согласен с предъявленными требованиями.
При таких обстоятельствах президиум Оренбургского областного суда считает, что обжалуемые судебные постановления подлежат отмене, а заявление ИФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга о вынесении судебного приказа - направлению мировому судье судебного участка в административно-территориальных границах всего Красногвардейского района Оренбургской области для рассмотрения по существу.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум Оренбургского областного суда
постановил:
кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга на определение мирового судьи судебного участка в административно-территориальных границах всего Красногвардейского района Оренбургской области от 1 апреля 2013 года и определение Красногвардейского районного суда Оренбургской области от 21 июня 2013 года удовлетворить.
Определение мирового судьи судебного участка в административно-территориальных границах всего Красногвардейского района Оренбургской области от 1 апреля 2013 года и определение Красногвардейского районного суда Оренбургской области от 21 июня 2013 года отменить.
Заявление Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга о вынесении судебного приказа направить мировому судье судебного участка в административно-территориальных границах всего Красногвардейского района Оренбургской области для рассмотрения по существу.
Председательствующий:
В.А.ЕМЕЛЬЯНОВ
------------------------------------------------------------------