По датам

2013

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Арбитражного суда Оренбургской области от 06.12.2013 по делу N А47-2359/2013 <Об отказе в удовлетворении требований о признании недействующим решения Орского городского Совета депутатов от 30.11.2012 N 28-493 "Об утверждении тарифов на услуги утилизации твердых бытовых отходов, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью "Мечта" в городе Орске, на 2013 год">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 6 декабря 2013 г. по делу № А47-2359/2013

Резолютивная часть решения объявлена "29" ноября 2013 г.
Решение в полном объеме изготовлено "06" декабря 2013 г.
Арбитражный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Е.Г. Цыпкиной, судей Третьякова Н.А., Федоровой С.Г., при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Зелениной,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Производственное Объединение "ЭЦЕЗИС" (ОГРН 1065614059906, ИНН 5614028857, адрес места нахождения 462430, Оренбургская обл., г. Орск, ул. Комарова, д. 24) к Орскому городскому Совету депутатов (ОГРН 1055614083722, ИНН 5614023376, адрес места нахождения 462419, Оренбургская обл., г. Орск, пр-кт Ленина, д. 29) о признании незаконным решения Орского городского Совета депутатов № 28-493 от 30.11.2012 "Об утверждении тарифов на услуги утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью "Мечта" в городе Орске, на 2013 год" опубликованного в "Орской газете" № 49 (731) от 05.12.2012.
В заседании приняли участие представители лиц, участвующих в деле
от заявителя: Кушенов С.Т.;
от ответчика: не явился;
от 3-го лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно
предмета спора на стороне ответчика - ООО "Мечта": не явился;
прокурор: Филипповская О.Н.
При рассмотрении настоящего спора арбитражный суд установил.

На основании документов, представленных обществом с ограниченной ответственностью "Мечта" (далее по тексту - третье лицо, ООО "Мечта"), решением Орского городского Совета депутатов Оренбургской области (далее по тексту - ответчик, Орский горсовет, Горсовет) от 30.11.2012 № 28-493 "Об утверждении тарифов на услуги утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью "Мечта" в городе Орске, на 2013 год" (далее по тексту - решение, решение № 28-493) утверждены тарифы на услуги утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, оказываемые ООО "Мечта" в городе Орске на 2013 год. Текст решения официально опубликован в газете "Орская газета" № 49 от 05.12.2012.
Не согласившись с указанным решением № 28-493, Общество с ограниченной ответственностью "Производственное Объединение "ЭЦЕЗИС" (далее по тексту - заявитель, общество, ООО "ПО "ЭЦЕЗИС") обжаловало его в Арбитражный суд Оренбургской области в порядке ст. ст. 192, 193 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 24.07.2013 (резолютивная часть объявлена 18.07.2013) заявителю было отказано в удовлетворении его требования.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27.09.2013 (резолютивная часть объявлена 26.09.2013) решение Арбитражного суда Оренбургской области от 24.07.2013 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Оренбургской области.
Возвращая дело на новое рассмотрение, Федеральный арбитражный суд Уральского округа сослался на позицию, изложенную в п. 1.2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов", и указал на то, что решение № 28-493 не является нормативным правовым актом и может быть оспорено по правилам гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При новом рассмотрении дела заявителем уточнено правовое основание и предмет заявленного требования в соответствии с гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Уточнение судом принято в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ (протокольное определение от 22 - 29 ноября 2013), требования рассматриваются с учетом принятого судом уточнения.
Обоснование заявленного требования ООО "ПО "ЭЦЕЗИС" не изменено. Заявитель указывает на то, что у ООО "Мечта" в г. Орске нет ни объекта размещения отходов, ни лицензии на оказание услуг (имеется лицензия на осуществление деятельности по размещению (захоронению) отходов, но на объекте, расположенном в г. Медногорске).
Общество считает, что оспариваемое решение не соответствует Закону "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 № 89-ФЗ (в частности, пунктам 6 - 7 ст. 12), а также Закону "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 № 99-ФЗ (в частности, пункту 30 ч. 1 ст. 12). То есть, ответчик при утверждении для ООО "Мечта" тарифа на услуги утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов не учел, что данное лицо не оказывает в г. Орске эти услуги, во всяком случае, не вправе оказывать, поскольку не имеет объекта размещения отходов и лицензии на право выполнять на таком объекте данные работы.
Общество полагает, что тариф на регулируемые государством услуги не может быть утвержден лицу, у которого нет права на оказание соответствующих услуг.
По мнению заявителя решение нарушает права и интересы ООО "ПО "ЭЦЕЗИС", являющегося законным поставщиком данных услуг в г. Орске, так как в связи с принятием оспариваемого решения, ООО "Мечта" стало конкурентом заявителя, поскольку для него ответчиком утвержден аналогичный тариф решением Орского горсовета депутатов № 28-489 от 30.11.2012. Установление для ООО "Мечта" тарифа позволило ему заключить договоры с несколькими организациями г. Орска на размещение (захоронение) отходов. Однако захоронение отходов общество осуществляет не на полигоне ООО "ПО "ЭЦЕЗИС" в г. Орске, а на своем полигоне в г. Медногорске, в результате чего заявителю причиняются убытки в виде неполученных доходов (упущенной выгоды).
Ответчик в письменном отзыве и дополнении к нему возражал против удовлетворения требования ООО "ПО "ЭЦЕЗИС", указал на то, что все документы, необходимые для рассмотрения вопроса на заседании Орского горсовета депутатов были представлены в Горсовет депутатов в строгом соответствии со статьей 27 Регламента Орского горсовета депутатов. Кроме того пункт 2 части 8 статьи 27 Регламента говорит: "Не допускается возвращение проектов решений по мотивам нецелесообразности их принятия".
Согласно части 24 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения.
Частью 12 статьи 35 вышеназванного Закона нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета могут быть внесены на рассмотрение представительного органа муниципального образования только по инициативе главы местной администрации или при наличии заключения главы местной администрации.
Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора на стороне ответчика, ООО "Мечта" в письменном отзыве поддержал позицию ответчика. Сообщил, что ООО "Мечта" обратилось в Администрацию г. Орска для утверждения тарифов на услуги утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, представив все необходимые для этого документы. Орским горсоветом было вынесено оспариваемое решение, которое начинало действовать после получения третьим лицом лицензии на оказание услуг в г. Орске и объекта размещения отходов. Так как ООО "Мечта" до настоящего времени лицензию на оказание услуг утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов не получило и объект размещения отходов не оформило, указанным тарифом третье лицо не пользуется.
Вступивший в дело, прокурор Оренбургской области, также поддержал позицию ответчика по основаниям, изложенным в письменном отзыве от 11.07.2013 № 8-2п-2013. По мнению прокурора, решение № 28-493 принято компетентным органом - Орским горсоветом, к полномочиям которого отнесено установление цен и тарифов на товары и услуги, производимые и оказываемые муниципальными предприятиями и учреждениями города. Решение не противоречит действующему федеральному законодательству. Как указал прокурор, на момент принятия оспариваемого акта у ООО "Мечта" имелись документы по межеванию земельного участка, расположенного в п. Мясокомбинат Советского района г. Орска, выделенного администрацией г. Орска для осуществления в дальнейшем деятельности по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов и постановке его на кадастровый учет. В стадии рассмотрения находились документы по заключению договора аренды на вышеуказанный земельный участок и получения в Управлении Росприроднадзора по Оренбургской области соответствующего разрешения для осуществления на этом объекте деятельности по утилизации (захоронению) отходов. В связи с тем, что период действия тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса не может быть менее одного года, данное решение принято органом местного самоуправления с учетом данных обстоятельств и возможности применения установленного тарифа ООО "Мечта" в 2013 году, после оформления соответствующих документов, а именно договора аренды на земельный участок (предусмотренный под свалку в районе п. Мясокомбинат) и получения в Управлении Росприроднадзора по Оренбургской области соответствующего разрешения для осуществления на этом объекте деятельности по утилизации (захоронению) отходов. В связи с отказом Управления Росприроднадзора по Оренбургской области ООО "Мечта" в выдаче разрешения для организации свалки на земельном участке расположенном в пос. Мясокомбинат, третьим лицом приняты меры для расторжения договора аренды на земельный участок с администрацией г. Орска. Таким образом, ООО "Мечта" не осуществляло и не будет осуществляться деятельность по утилизации (захоронению) ТБО в п. Мясокомбинат в г. Орске и соответственно установленный вышеуказанным решением Орского горсовета депутатов тариф на услуги утилизации ТБО для ООО "Мечта" не имеет юридической силы. Также, по мнению прокурора, ООО "ПО "ЭЦЕЗИС" не представлено доказательств о нарушении оспариваемым нормативным актом его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконном возложении на него каких-либо обязанностей или о создании иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заслушав доводы явившихся в судебное заседание представителя заявителя и прокурора, исследовав материалы дела, арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения заявленного требования, исходя из следующего.
С учетом правовой позиции, изложенной в п. п. 1.2, 6.2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов", принимая во внимание указания Федерального арбитражного суда Уральского округа, изложенные в постановлении от 27.09.2013, дело рассматривается в порядке гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ в том же составе суда, что и первоначально.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из анализа названных норм права следует, что для признания незаконным решения, действия (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, должностного лица необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: несоответствие решения, действия (бездействия) закону и иному нормативному правовому акту и нарушение данным решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие хотя бы одного из указанных признаков является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
В силу положений ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. При этом факт нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя должен доказать последний.
В силу п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, в том числе, обеспечивающих, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса установлены Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее по тексту - Закон № 210-ФЗ, здесь и далее по тексту - Закон № 210-ФЗ приведен в редакции, действовавшей на дату вынесения оспариваемого решения - 30.11.2012).
В силу п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона № 210-ФЗ тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов подлежат регулированию.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 8 Закона № 210-ФЗ методами регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, которые используются в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, являются:
- установление фиксированных тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса, на очередной период исходя из сложившейся себестоимости товаров и услуг этой организации в истекший период действия тарифов с учетом стоимости заложенных в производственную программу мероприятий по повышению эффективности деятельности организации коммунального комплекса, предусматривающих улучшение качества производимых ею товаров (оказываемых услуг) и проведение при необходимости мероприятий по реконструкции эксплуатируемой этой организацией системы коммунальной инфраструктуры;
- установление предельных тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса, определяемых на основе анализа динамики предыдущей деятельности организации и анализа деятельности аналогичных организаций коммунального комплекса;
- индексация установленных тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса в предусмотренных Законом № 210-ФЗ случаях объективных изменений условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющих на стоимость производимых ею товаров (оказываемых услуг);
- установление в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, тарифов на основе долгосрочных параметров как в числовом выражении, так и в виде формул, в том числе с применением нормы доходности инвестированного капитала, в соответствии с которой эти тарифы устанавливаются в размере, покрывающем расходы на осуществление регулируемой деятельности и обеспечивающем возврат инвестированного капитала и получение дохода, эквивалентного доходу от его инвестирования в другие отрасли, деятельность в которых осуществляется с сопоставимыми рисками.
В процессе регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса могут использоваться различные сочетания методов регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон № 131-ФЗ) организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов отнесены к вопросам местного значения городского округа.
Согласно статье 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.
В соответствии со ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
В соответствии с п. 3 ч. 1, п. 7 ч 2 ст. 5 Закона № 210-ФЗ установление надбавок к ценам (тарифам) для потребителей отнесено к полномочиям представительных органов муниципальных образований.
Органы местного самоуправления осуществляют, в том числе полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса по установлению надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение.
Кроме того, пунктом 4 части 4 статьи 4 Закона № 210-ФЗ установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для соответствующего субъекта Российской Федерации, в случае его установления, с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 3 Закона Оренбургской области от 28.09.2010 № 3822/887-IV-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса" данные полномочия делегированы органам местного самоуправления городских округов, муниципальных районов Оренбургской области.
Регулирование этих тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса осуществляется в соответствии с предельными индексами, установленными уполномоченным органом исполнительной власти Оренбургской области в области государственного регулирования тарифов (цен).
Орский горсовет является выборным, коллегиальным, представительным органом местного самоуправления и входит в структуру органов местного самоуправления города Орска (ст. ст. 21, 25 Устава муниципального образования городской округ город Орск Оренбургской области, принятого решением Орского горсовета депутатов Оренбургской области от 27.11.2002 № 273, далее по тексту - Устав г. Орска).
В соответствии с п. 2 ч. 1, ч. 3 ст. 43 Закона № 131-ФЗ, пп. 2 п. 1, п. 3 ст. 37 Устава г. Орска Горсовет по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральными законами, законами Оренбургской области, Уставом принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории города Орска, решение об удалении главы города Орска в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности Горсовета, которые входят в систему муниципальных правовых актов города Орска.
Проанализировав приведенные положения действующего законодательства, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что, принимая оспариваемое решение, Горсовет действовал в пределах предоставленных ему полномочий в рамках возложенной на него компетенции.
Согласно ч. ч. 1 - 3, 7, 8 ст. 9 Закона № 210-ФЗ регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов.
Организация коммунального комплекса разрабатывает на очередной период действия тарифов на производимые ею товары (оказываемые услуги) производственную программу, определяет финансовые потребности, необходимые для ее реализации, и производит предварительный расчет тарифов на свои товары и услуги в размере, обеспечивающем эти финансовые потребности.
Производственная программа, а также расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей и соответствующих им тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса направляется организацией коммунального комплекса в орган регулирования не менее чем за три календарных месяца до даты окончания текущего периода действия тарифов на товары и услуги этой организации для проверки обоснованности производственной программы, обоснованности расчета тарифов на товары и услуги этой организации, а также для определения доступности для потребителей товаров и услуг данной организации.
По завершении проверки обоснованности предоставленных организацией коммунального комплекса расчетов финансовых потребностей, необходимых для реализации ее производственной программы, и соответствующих этим потребностям тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса орган регулирования согласовывает производственную программу и устанавливает соответствующие этой программе тарифы на товары и услуги организации коммунального комплекса.
Тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса на очередной период их действия должны быть установлены не менее чем за один календарный месяц до даты окончания текущего периода их действия.
Расчет тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Правилами регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", приказом Минрегиона Российской Федерации от 15.02.2011 № 47 "Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса".
Установление тарифов носит заявительный характер.
При этом, как следует из п. 1 ст. 2 Закона № 210-ФЗ (в редакции, действовавшей на дату вынесения оспариваемого решения - 30.11.2012) под организацией коммунального комплекса понимается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
Соответственно, для утверждения тарифов, организация должна подтвердить наличие у нее статуса организации коммунального комплекса.
Приведенное определение закрепляет деление организаций коммунального комплекса на две группы:
- первые из них осуществляют эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;
- вторые - осуществляют эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
При этом понятия систем коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов закреплены в п. п. 2, 3 той же нормы права, в соответствии с которыми:
- системы коммунальной инфраструктуры - совокупность производственных, имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, технологически связанных между собой, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований;
- объекты, используемые для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, - объекты, непосредственно используемые для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов;
Из анализа приведенных определений следует, что признаками системы коммунальной инфраструктуры являются сфера использования производственных и имущественных объектов (функциональный признак - использование имущества исключительно для целей водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод) и местонахождение имущества (территориальный признак - расположение (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенность для нужд потребителей этих муниципальных образований).
В отличие от этого, единственным признаком объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, является сфера использования производственных и имущественных объектов (функциональный признак - использование для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов).
В силу п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в редакции, действовавшей на дату вынесения оспариваемого решения - 30.11.2012) деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
В соответствии положениям п. п. 6 - 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в редакции, действовавшей на дату вынесения оспариваемого решения - 30.11.2012) объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Оспариваемым решением № 28-493 утверждены тарифы на услуги утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, оказываемые ООО "Мечта" в городе Орске на 2013 год.
Как следует из материалов дела (в частности из писем прокуратуры Ленинского района Оренбургской области от 12.01.2013 № 46ж-2013 и от 09.01.2013 № 1/ж-2013, том 1 л.д. 9 - 12) и не оспаривается заявителем, ООО "Мечта" имеет лицензию на осуществление деятельности по размещению (захоронению) отходов II - IV классов опасности от 16.01.2012 серии 056 № 00039. местом осуществления лицензируемого вида деятельности является г. Медногорск, ул. Чапаева, д. 1 "а", земельный участок, расположенный в южной части кадастрового квартала 56:41:0103066. На территории МО г. Орск деятельность по размещению (захоронению) твердых бытовых отходов третье лицо не осуществляет, а осуществляет лишь сбор и вывоз их из г. Орска на полигон г. Медногорска.
Из приведенных обстоятельств следует, что ООО "Мечта" имеет объект, используемый для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, расположенный в г. Медногорске и лицензию на осуществление деятельности по размещению (захоронению) отходов II - IV классов опасности в г. Медногорске.
При этом деятельность по сбору и вывозу твердых бытовых отходов (в отличие от деятельности по их обезвреживанию и размещению) не подлежит лицензированию, ввиду чего может осуществляться вне территории действия соответствующей лицензии. То есть, в данном случае для третьего лица не установлено законодательных ограничений на сбор твердых бытовых отходов в г. Орске и вывоз их для размещения (захоронения) в г. Медногорск. При этом, как указано выше, для объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов законодательством не установлен такой признак, как их расположение (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенность для нужд потребителей этих муниципальных образований (территориальный признак).
Таким образом, по смыслу приведенных выше положений п. п. 1, 3 ст. 2 Закона № 210-ФЗ ООО "Мечта", соответствует признакам организации коммунального комплекса, что позволяет ему обращаться в уполномоченные органы местного самоуправления с заявлением об установлении тарифов на осуществляемую им деятельность.
Нарушений, порядка принятия решения № 28-493 судом не установлено.
Кроме того, утверждение тарифов на услуги, оказываемые третьим лицом, не затрагивает права и законные интересы заявителя, поскольку не возлагает на него каких-либо обязанностей и не препятствует ему осуществлять свою предпринимательскую деятельность по оказанию соответствующих услуг. При этом тарифы на услуги утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, оказываемые ООО "ПО ЭЦЕЗИС" в г. Орске, утверждены иным нормативным правовым актом - решением Орского горсовета от 30.11.2012 № 28-489 "Об утверждении максимального предельного тарифа на услуги утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью "ПО "ЭЦЕЗИС" в городе Орске на 2013 год" (том 1 л.д. 68).
То обстоятельство, что в связи с принятием оспариваемого решения, ООО "Мечта" стало конкурентом заявителя, не может служить основанием для признания этого решения недействующим, поскольку поддержка конкуренции и свобода экономической деятельности гарантированы ст. ст. 8, 34 Конституции Российской Федерации, в силу чего соответствующий довод общества подлежит отклонению, как неправомерный.
Довод заявителя о причинении ему убытков в результате принятия, оспариваемого решения, документально не подтвержден. Расчет этих убытков и документальные доказательства их несения заявителем в материалы дела не представлены.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение № 28-493 соответствует действующему законодательству (в частности п. п. 6 - 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и не нарушает прав и законных интересов заявителя в предпринимательской или иной хозяйственной деятельности.
Согласно ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Расходы по оплате государственной пошлины относятся на заявителя в соответствии с положениями ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении требования, заявленного Обществом с ограниченной ответственностью "Производственное Объединение "ЭЦЕЗИС", отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Оренбургской области.

Председательствующий
Е.Г.ЦЫПКИНА

Судьи
Н.А.ТРЕТЬЯКОВ
С.Г.ФЕДОРОВА


------------------------------------------------------------------