По датам

2013

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Арбитражного суда Оренбургской области от 13.03.2013 по делу N А47-13278/2012 <Об отказе в удовлетворении требований о признании недействующим приказа Департамента по ценам и регулированию тарифов Правительства Оренбургской области от 01.03.2012 N 11-т/э "Об утверждении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям ЗАО "ОТК "Коммунэнерго" п. Новоорск" с приложением "Тарифы на тепловую энергию, отпускаемую ЗАО "ОТК "Коммунэнерго" п. Новоорск" потребителям Оренбургской области">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 13 марта 2013 г. по делу № А47-13278/2012

Резолютивная часть решения объявлена "06" марта 2013 г.
Решение в полном объеме изготовлено "13" марта 2013 г.
Арбитражный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Е.Г. Цыпкиной, судей: Калашниковой А.В., Федоровой С.Г., при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Зелениной,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Закрытого акционерного общества "Оренбургская теплоэнергетическая компания "Коммунэнерго" (г. Оренбург, ОГРН 1055609045469, ИНН 5609046032) о признании приказа Департамента по ценам и регулированию тарифов Правительства Оренбургской области от 01.03.2012 г. № 11-т/э "Об утверждении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям ЗАО "ОТК "Коммунэнерго" п. Новоорск" с приложением "Тарифы на тепловую энергию, отпускаемую ЗАО "ОТК "Коммунэнерго" п. Новоорск" потребителям Оренбургской области", не соответствующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и недействующим.
В заседании приняли участие представители сторон
от заявителя: не явился;
от ответчика: Линникова В.В., Клюшников С.А.;
от Прокуратуры Оренбургской области: Филипповская О.Н.
При рассмотрении настоящего спора арбитражный суд установил.
05.12.2011 Закрытое акционерное общество "Оренбургская теплоэнергетическая компания "Коммунэнерго" (далее по тексту - заявитель, общество, ЗАО "ОТГК "Коммунэнерго") обратилось в Департамент по ценам и регулированию тарифов Правительства Оренбургской области (далее по тексту - ответчик, Департамент, регулирующий орган) с заявлением об установлении тарифа на выработку тепловой энергии и тарифа для конечного потребителя тепловой энергии на 2012 год для ЗАО "ОТГК "Коммунэнерго" Новоорского участка в размере 1 523,05 руб./Гкал (без НДС) с приложением расчета тарифа (том. 2 л.д. 63 - 152, том 3 л.д. 1 - 32).
На основании этого заявления Департаментом открыто дело об установлении тарифов (том 2 л.д. 59 - 152, том 3 л.д. 1 - 32).
Об открытии дела об установлении тарифов и о назначенном уполномоченном по делу общество извещено письмом Департамента от 19.12.2011 № 37/01-13/2138 (том 2 л.д. 57). Этим же письмом от общества запрошены дополнительные документы.
В рамках дела об установлении тарифов в период с 19.12.2011 по 08.01.2012 проведена экспертиза расчетных материалов, результаты которой оформлены экспертным заключением от 08.01.2012 с приложением 1 (том 2 л.д. 3, 4). Данное экспертное заключение было направлено в адрес общества письмом от 13.02.2012 № 37/01-13/128, в тексте которого также содержалось уведомление о дате (24.02.2012), времени (11 ч.) и месте (г. Оренбург, ул. Ленинская, 31) заседания коллегии Департамента по вопросу утверждения тарифа на тепловую энергию, отпускаемую потребителям ЗАО "ОТГК "Коммунэнерго" (том 2 л.д. 58).
В ходе проведенного заседания 24.02.2012 коллегией Департамента был предложен к утверждению тариф на тепловую энергию, отпускаемую ЗАО "ОТГК "Коммунэнерго", в размере 835,99 руб. Гкал (без НДС). Представитель ЗАО "ОТГК "Коммунэнерго" не согласился с предлагаемым к утверждению тарифом и попросил отложить рассмотрение вопроса на неделю для представления дополнительных материалов, в связи с чем, было решено отложить рассмотрение вопроса утверждения тарифов до 01.03.2012. Результаты заседания комиссии Департамента оформлены протоколом от 24.02.2012 № 5 (том 2 л.д. 50 - 53).
01.03.2012 состоялось повторное заседание комиссии Департамента по вопросу утверждения тарифа на тепловую энергию потребителям ЗАО "ОТГК "Коммунэнерго". К этому заседанию материалы, обосновывающие расходы по тем статьям, по которым у общества имелись возражения с расчетами Департамента, обществом не были представлены, в связи с чем, был предложен к утверждению тариф на тепловую энергию, отпускаемую ЗАО "ОТГК "Коммунэнерго", в размере 835,99 руб. Гкал (без НДС). Результаты заседания комиссии Департамента оформлены протоколом от 01.03.2012 № 6 (том 2 л.д. 54 - 56).
Предложенный тариф в размере 835,99 руб./Гкал (без НДС) был утвержден приказом Департамента от 01.03.2012 г. № 11-т/э "Об утверждении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям ЗАО "ОТК "Коммунэнерго" п. Новоорск" (далее по тексту - приказ, приказ № 11-т/э), опубликованным официально в газете "Оренбуржье", № 37 от 08.03.2012. Копия приказа с приложением экспертного заключения направлены в адрес общества письмом от 02.03.2012 № 37/01-13/221 (том 1 л.д. 21 - 24).
Не согласившись с размером установленного тарифа, общество обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с рассматриваемым заявлением.
В обоснование заявленного требования общество указывает, что приказом были снижены расходы ЗАО "ОТГК "Коммунэнерго" значительно ниже технологических пределов и фактических расходов, что является экономически необоснованным. Наибольшие расхождения проявились в следующих расходах:
- расход натурального топлива (покупного газа) заявлен обществом в объеме 7 318,3 тыс. куб. м, утвержден Департаментом в объеме 7 010,8 тыс. куб. м (п. 1.8 приложения № 1 к приказу);
- стоимость топлива на технологические цели (покупного газа) заявлена обществом в сумме 31 604 млн. руб., а утверждена Департаментом в сумме 23 683,2 млн. руб. (пункт 2.1 приложения № 1 к приказу);
- цеховые расходы заявлены обществом в сумме 2 947 млн. руб., а утверждены Департаментом в сумме 1 731,9 млн. руб. (пункт 2.7 приложения № 1 к приказу);
- общехозяйственные расходы заявлены обществом в сумме 5 848 млн. руб., а утверждены Департаментом в сумме 4 023,9 млн. руб. (пункт 2.8 приложения № 1 к приказу);
- стоимость покупной электроэнергии заявлена обществом в сумме 13 929 млн. руб., а утверждена Департаментом в сумме 3 561,6 млн. руб. (пункт 2.9.1 Приложения № 1 к приказу).
В обоснование всех указанных расхождений Департамент приложил к оспариваемому приказу лишь одностраничный табличный документ, поименованный как "Экспертное заключение" от 08.02.2012, подписанный начальником управления ТЭК Департамента, который, по мнению заявителя не отвечает требованиям действующего законодательства, что ставит под сомнение экономическую обоснованность установленных тарифов.
Более того, как указал заявитель, для предыдущего арендатора тех же четырех котельных Новоорского района - ООО "Теплоцентраль", отпускавшего на том же муниципальном оборудовании в 2010-м и 2011-м годах практически такое же количество тепла (45,6 ~= 45,9 тыс. Гкал), Департаментом были утверждены тарифы в существенно больших размерах - 946,55 руб./Гкал (на 11,7 %) и 1033,55 руб./Гкал (на 19,1 %).
Итогом деятельности ООО "Теплоцентраль" стало разорение в результате работы в 2010-м и в 2011-м годах на тех же котельных по большим, чем у ЗАО "ОТГК "Коммунэнерго" тарифам 946,55 руб./Гкал и 1 033,55 руб./Гкал.
Оспариваемый приказ Департамента не только противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, но и ведет к заведомо убыточной разорительной работе любой теплоснабжающей организации.
Заявителем в материалы дела представлены контррасчеты количества и стоимости покупного газа, а также электроэнергии (том 3 л.д. 77 - 80).
Кроме того, общество считает необоснованной ссылку ответчика на "Временное пособие по расчету и утверждению регулируемых тарифов на тепловую энергию и услуг по ее передаче на потребительском рынке Оренбургской области", утвержденное решением Департамента от 29.04.2005 № 8.1, поскольку данный документ официально в установленном порядке не опубликован, в силу чего не является нормой права и не подлежит применению к рассматриваемым правоотношениям.
Также заявитель считает необоснованной ссылку ответчика на Методические указания по формированию тарифов муниципальных предприятий жилищно-коммунального хозяйства города Оренбурга, утвержденные распоряжением Главы города Оренбурга от 09.04.2002 № 1182-р, поскольку данный документ не является источником права и не имеет отношения к деятельности ЗАО "ОТГК "Коммунэнерго".
По мнению заявителя, при недостаточности представленных обществом в тарифное дело обосновывающих сведений, Департамент должен был применить сведения из тарифных дел ООО "Теплоцентраль" и более ранних тарифных дел.
Учитывая изложенное, заявитель считает, что оспариваемый им приказ № 11-т/э не соответствует нормативным актам, имеющим большую юридическую силу - ст. ст. 7, 9 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении", п. 15 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, п. п. 5.1, 21, 22 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденным Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2.
Представители ответчика в ходе судебного заседания возражали против удовлетворения требования общества по мотивам, изложенным в письменном отзыве и дополнениях к нему. По мнению ответчика, утвержденный приказом Департамента № 11-т/э тариф на тепловую энергию, отпускаемую потребителям ЗАО "ОТК "Коммунэнерго" п. Новоорск является экономически обоснованным и соответствует положениям действующего законодательства. Процедура утверждения тарифа не нарушена, приказ издан в пределах полномочий, предоставленных ему действующим законодательством.
Вступивший в дело, представитель Прокуратуры Оренбургской области, также поддержал позицию ответчика по основаниям, изложенным в письменном отзыве от 12.10.2012 № 8-10п-2012.
Заслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения заявленного требования, исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пп. 1 п. 1 ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса РФ (в редакции, действовавшей на дату обращения заявителя в суд - 17.09.2012) арбитражные суды, помимо прочего рассматривают в порядке административного судопроизводства, возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании нормативных правовых актов в сфере государственного регулирования цен (тарифов), регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, в иных сферах.
Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт уполномоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений (п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части").
С учетом указанного разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, оспариваемый приказ № 11-т/э соответствует признакам нормативного правового акта, принятого органом государственной власти в сфере государственного регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, проверка законности которого относится к компетенции арбитражного суда.
Таким образом, спор рассматривается арбитражным судом по существу в порядке главы 23 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
В соответствии с ч. ч. 4 - 6 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим, большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Согласно п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее по тексту - Федеральный закон № 190-ФЗ).
Как установлено п. 23 ст. 2 Федерального закона № 190-ФЗ тарифы в сфере теплоснабжения - это система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за тепловую энергию (мощность), теплоноситель и за услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.
Согласно п. 10.1 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее по тексту - Методические указания № 20-э/2), тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям, представляют собой сумму следующих слагаемых:
1) средневзвешенная стоимость единицы тепловой энергии (мощности);
2) стоимость услуг по передаче единицы тепловой энергии (мощности) и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения тепловой энергией потребителей.
В силу п. 5 ст. 10 Федерального закона № 190-ФЗ предельные (минимальный и максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, предельные (минимальный и максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, производимые в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения в среднем по субъекту Российской Федерации. Указанные предельные уровни могут быть установлены на срок более чем один финансовый год с календарной разбивкой, разбивкой по категориям потребителей с учетом региональных и иных особенностей. При установлении указанных предельных уровней тарифов учитываются долгосрочные тарифы, установленные для теплоснабжающих организаций, долгосрочные параметры регулирования деятельности соответствующих организаций, обязательства по концессионным соглашениям и договорам аренды, объектами которых являются системы теплоснабжения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" утверждены "Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" (далее по тексту - Основы ценообразования), а также "Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее по тексту - Правила регулирования).
Согласно подпункту 4 пункта 54 Основ ценообразования органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на очередной финансовый год устанавливают на розничном рынке тарифы на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных Федеральной службой по тарифам предельных минимальных и (или) максимальных уровней тарифов на тепловую энергию.
"Положением о Департаменте Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов", утвержденным указом Губернатора Оренбургской области от 16.12.2005 № 141-ук "Об утверждении Положения, структуры и численности Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов", установлено, что уполномоченным исполнительным органом государственной власти в области регулирования тарифов на тепловую энергию на территории Оренбургской области является Департамент.
Оспариваемым приказом № 11-т/э Департамент установил тарифы на тепловую энергию (мощность), отпускаемую ЗАО "ОТГК "Коммунэнерго" п. Новоорск потребителям Оренбургской области на 2012 год.
Учитывая приведенные обстоятельства, данный приказ издан Департаментом в пределах предоставленных ему действующим законодательством полномочий.
Определяя соответствие оспариваемого приказа нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу - ст. ст. 7, 9 Федерального закона № 190-ФЗ, п. п. 5.1, 21, 22 Правил регулирования, Методическим указаниям № 20-э/2, суд приходит к следующим выводам.
Процедура рассмотрения вопросов, связанных с установлением тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), а также принятия решений по указанным вопросам регулирующими органами регламентирована Правилами регулирования, а также "Регламентом рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности)", утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 08.04.2005 № 130-э (далее по тексту - Регламент).
Установление тарифов и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел (п. 7 Правил регулирования).
Рассмотрение дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), осуществляется по заявлениям организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, и по представленным в регулирующий орган обоснованным предложениям (заявление с прилагаемыми обосновывающими материалами), а также по инициативе регулирующего органа (п. 1 Регламента).
Для установления тарифов (цен) организация, осуществляющая регулируемую деятельность направляет на имя руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации области государственного регулирования тарифов письменное заявление об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, подписанное руководителем заявителя и заверенное печатью заявителя.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению, установлен пунктом 10 Правил регулирования.
Как установлено п. 13 Правил регулирования и п. 21 Регламента по результатам рассмотрения заявления руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (лицо, исполняющее обязанности руководителя) принимает решение об открытии дела об установлении тарифов либо об отказе в открытии дела.
Дело об установлении тарифов орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов открывает не позднее двух недель с даты регистрации, представленных документов и направляет организации, осуществляющей регулируемую деятельность, извещение об открытии дела об установлении тарифов с указанием должности, фамилии, имени и отчества лица, назначенного уполномоченным по делу.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов отказывает в открытии дела по установлению тарифов (цен) (рассмотрении заявлений об установлении тарифов и (или) их предельных уровней) в случае пропуска сроков направления заявления, предусмотренных пунктом 3 Регламента, и направляет в адрес организации, осуществляющей регулируемую деятельность, извещение об отказе в открытии дела об установлении тарифов с указанием причины отказа.
Регулирующий орган вправе запросить дополнительные материалы, указав форму их представления и требования к ним, а организации, осуществляющие регулируемую деятельность, обязаны их представить в 2-недельный срок со дня поступления запроса (п. 12 Правил регулирования).
Согласно п. 16 Правил регулирования регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении тарифов и (или) их предельных уровней. Срок проведения экспертизы устанавливается регулирующим органом, но не может превышать один месяц. Регулирующий орган назначает экспертов из числа своих сотрудников. В случаях, определяемых регламентом рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, регулирующий орган может принять решение о проведении экспертизы сторонними организациями (физическими лицами).
К делу об установлении тарифов и (или) их предельных уровней приобщается экспертное заключение, а также экспертные заключения, представленные организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, потребителями и (или) иными заинтересованными организациями. Эти экспертные заключения являются дополнительными материалами и представляются в регулирующий орган в срок, предусмотренный пунктом 12 Правил регулирования.
В соответствии с п. п. 18 - 23 Правил регулирования, п. п. 23 - 26, 29 - 31 Регламента решение об установлении тарифов и (или) их предельных уровней принимается на заседании правления (коллегии) регулирующего органа.
Организация, осуществляющая регулируемую деятельность, за 10 дней до рассмотрения дела об установлении тарифов и (или) их предельных уровней извещается (с подтверждением получения извещения) о дате, времени и месте заседания правления (коллегии), а не позднее, чем за один день до заседания должна быть ознакомлена с его материалами, включая проект постановления.
Заседание правления (коллегии) регулирующего органа по рассмотрению дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней является открытым и считается правомочным, если в нем участвует более половины членов правления (коллегии).
В случае отсутствия на заседании по уважительной причине официальных представителей организации, осуществляющей регулируемую деятельность, рассмотрение может быть отложено на срок, определяемый правлением (коллегией). В случае повторного отсутствия указанных представителей рассмотрение дела проводится без их участия.
Протокол заседания утверждается председательствующим.
Заседание правления (коллегии) регулирующего органа по рассмотрению дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней проводится в соответствии с Регламентом.
Решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов принимается по форме, утверждаемой Федеральной службой по тарифам, и включает:
- величину тарифов и (или) их предельных уровней с разбивкой по категориям (группам) потребителей;
- даты введения в действие тарифов и (или) их предельных уровней, в том числе с календарной разбивкой.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в недельный срок со дня принятия решения об установлении тарифов доводит указанное решение, а также протокол до организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, и представляет в Федеральную службу по тарифам заверенную копию этого решения, а также информацию о составе тарифов, показателях, использованных при расчете тарифов, по формам (в том числе электронным), направленным Федеральной службой по тарифам в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Решение регулирующего органа об установлении тарифов и (или) их предельных уровней публикуется в установленном порядке.
Разногласия, связанные с установлением тарифов и (или) их предельных уровней, рассматриваются Федеральной службой по тарифам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Решение регулирующего органа об установлении тарифов и (или) их предельных уровней может быть обжаловано в установленном порядке.
Порядок рассмотрения вопроса об установлении тарифа на тепловую энергию, отпускаемую ЗАО "ОТГК "Коммунэнерго" и издания приказа № 11-т/э, приведен в описательной части решения. Суд не усматривает из материалов дела существенных нарушений приведенной процедуры рассмотрения вопроса, связанного с установлением тарифа и издания оспариваемого приказа.
В силу п. 1 ст. 7 Федерального закона № 190-ФЗ, в числе прочего, основными принципами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения являются:
- обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя;
- обеспечение достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения;
- обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, объема производства тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с производством, передачей и со сбытом тепловой энергии, теплоносителя.
Как установлено п. 14 Методических указаний № 20-э/2, регулирование тарифов (цен) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, объемов продукции (услуг), доходов и расходов по производству, передаче и сбыту энергии в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1, 2 ст. 9 Федерального закона № 190-ФЗ методами регулирования тарифов в сфере теплоснабжения являются:
1) метод экономически обоснованных расходов (затрат);
2) метод индексации установленных тарифов;
3) метод обеспечения доходности инвестированного капитала;
4) метод сравнения аналогов.
В процессе регулирования тарифов в сфере теплоснабжения может использоваться один из методов регулирования, предусмотренных частью 1 статьи 9 Федерального закона № 190-ФЗ. Порядок применения методов регулирования тарифов в сфере теплоснабжения устанавливается основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Решение о выборе метода регулирования тарифов в сфере теплоснабжения принимается органом регулирования с учетом предложения организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения. Порядок учета предложения устанавливается правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В рассматриваемом случае Департаментом применен метод экономически обоснованных расходов (затрат).
В соответствии с п. 15 Методических указаний № 20-э/2 при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) тарифы рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования.
Согласно п. 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых тарифов (цен) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
В соответствии с п. п. 16 - 21 Основ ценообразования, п. п. 22 - 22.3 Методических указаний № 20-э/2 при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые тарифы (цены) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования.
Определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
В необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).
Расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают следующие группы расходов:
1) на топливо;
2) на покупаемую электрическую и тепловую энергию (мощность);
3) на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность;
4) на сырье и материалы;
5) на ремонт основных средств;
6) на оплату труда и отчисления на социальные нужды;
7) на амортизацию основных средств и нематериальных активов;
8) прочие расходы.
Расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения), включают в себя следующие основные группы расходов:
1) капитальные вложения (инвестиции) на расширенное воспроизводство;
2) выплата дивидендов и других доходов из прибыли после уплаты налогов;
3) взносы в уставные (складочные) капиталы организаций;
4) прочие экономически обоснованные расходы, относимые на прибыль после налогообложения, включая затраты организаций на предоставление работникам льгот, гарантий и компенсаций в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями.
В необходимую валовую выручку включается сумма налога на прибыль организаций.
В силу п. 22 Основ ценообразования расходы на топливо, включаемые в необходимую валовую выручку, определяются на основе:
1) нормативов удельного расхода топлива (за исключением ядерного), дифференцированных по типам генерирующего оборудования и видам топлива, на производство 1 киловатт-часа электрической энергии и 1 гигакалории тепловой энергии, утверждаемых Министерством энергетики Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по тарифам;
2) цен на топливо, определяемых в соответствии с пунктом 36 Основ ценообразования;
3) определяемой в установленном порядке потребности в ядерном топливе энергоблоков атомных электростанций, включая создание на них страхового запаса ядерного топлива;
4) расчетных объемов потребления топлива (за исключением ядерного) с учетом структуры его использования, сложившейся за последние 3 года;
5) нормативов создания запасов топлива (за исключением ядерного), рассчитываемых в соответствии с методикой, утверждаемой Министерством энергетики Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по тарифам.
Согласно п. 36 Основ ценообразования при определении расходов, указанных, в частности, в пункте 22 Основ ценообразования, регулирующие органы используют:
1) регулируемые государством тарифы (цены);
2) цены, установленные на основании договоров, заключенных в результате проведения конкурсов, торгов, аукционов и иных закупочных процедур, обеспечивающих целевое и эффективное расходование денежных средств;
3) официально опубликованные прогнозные рыночные цены и тарифы, установленные на расчетный период регулирования, в том числе фьючерсные биржевые цены на топливо и сырье.
При отсутствии указанных данных применяются индексы в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации.
Решением Департамента от 29.04.2005 № 8.1 утверждено "Временное пособие по расчету и утверждению регулируемых тарифов на тепловую энергию и услуг по ее передаче на потребительском рынке Оренбургской области" (далее по тексту - Временное пособие).
В числе прочего, статьей 11 Временного пособия установлен состав расчетных материалов, которые должны содержать:
- пояснительную записку;
- заполненные таблицы (приложения П. 1 - П. 13 к Временному пособию);
- обосновывающие материалы согласно перечню (приложение 16 к Временному пособию);
- заключение экспертной комиссии (группы) при соответствующей городской или районной администрации.
Согласно п. 5.1.1 Временного пособия, определение количества условного топлива на производство тепловой энергии (Вусл) определяется по формуле:

Вусл = SUM Вуслi = SUM Qвырi bi; т.у.т.

где:
Qвырi - количество произведенной тепловой энергии i-ым котлом за период регулирования, тыс. Гкал;
bi - нормативный удельный расход условного топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии для i-го котла, кг у.т./Гкал.
Вуслi - расход условного топлива i-ым котлом за период регулирования, т.у.т.
Нормативный удельный расход условного топлива (основного и резервного) определяется по согласованным в установленном порядке результатам режимно-наладочных (балансовых) испытаний котлов (отчетно-технической документации), выполненных специализированной организацией. При отсутствии этих данных, нормативный удельный расход топлива на производство тепла для различных котлов определяется по таблице приложения П. 14 Временного пособия.
Аналогичная норма и таблица с идентичными показателями нормативного удельного расхода топлива закреплены п. 2.9.2 "Методики определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения", утвержденной Госстроем РФ от 12.08.2003 и приложением № 1 к ней.
В соответствии с п. 23 Основ ценообразования расходы на покупаемую электрическую энергию определяются в соответствии с пунктом 36 Основ ценообразования.
Пунктом 5.5.3 Временного пособия также определено, что по статье себестоимости "Электроэнергия" отражается расход электроэнергии только на технологические нужды, связанные непосредственно с выработкой теплоэнергии при использовании оборудования, имеющего электропривод на тягодутьевые устройства, с транспортированием теплоносителя от источника до потребителя, а также на перекачку теплоносителя при получении тепла со стороны.
Для котельных средней и большой мощности (более 50 Гкал/час) расход электроэнергии определяется по проектным данным котельной, либо по испытаниям котельной специализированной наладочной организацией имеющей право на разработку и утверждение нормативных характеристик оборудования котельных.
Для котельной малой мощности (менее 50 Гкал/час) количество электроэнергии определяется как произведение количества вырабатываемого тепла и удельного расхода электроэнергии, определенного по таблице № 3 Временного пособия.
Расчет затрат на электроэнергию (Зэн) производится исходя из расхода электрической энергии (Э, кВтч) и утвержденного (прогнозного) тарифа на электроэнергию, (Цэ, руб./кВтч).
Поскольку при установлении тарифов обществом в регулирующий орган не были представлены результаты режимно-наладочных (балансовых) испытаний котлов (отчетно-технической документации), выполненных специализированной организацией (режимные карты котлов всех котельных, а также результаты оценки фактической работы котельного оборудования, проведенного сторонней организацией) и не был подтвержден заявленный удельный расход топлива в размере 168,59 кг у.т./Гкал, Департамент, не отказывая во включении в необходимую валовую выручку расходов на топливо на технологические цели, размер этих расходов определил самостоятельно, руководствуясь п. 5.1.1 Временного пособия на основании показателей нормативных удельных расходов топлива на производство тепла для различных котлов, содержащихся в таблице приложения П. 14 Временного пособия.
Не представлены указанные выше документы и в суд в ходе судебного разбирательства по делу, хотя определениями от 06.12.2012 и от 10.01.2013, в числе прочего, суд предлагал заявителю представить документальное обоснование расходов и заверенные надлежащим образом копии всех документов в обосновании заявленных доводов.
При этом ответчик правомерно отнес котлоагрегаты "Братск-1Г" (котельная мкр. ПУ-71) к чугунным и стальным секционным котлам и применил норму расхода условного топлива по в размере 173,1 кг у.т./Гкал, предусмотренную для этих котлов, на основании их технического описания (представлено в материалы дела). Для остальных котлоагрегатов норма расхода условного топлива регулирующим органом определена на основании приложения П. 14 Временного пособия для котлов соответствующей марки.
В результате, расход натурального топлива по расчетам Департамента составил 7 010,8 тыс. куб. м, средневзвешенный расход удельного топлива составил 159,93 кг у.т./Гкал, а общая стоимость газа 23 683,2 рубля. При этом цена на газ с 01.01.2012 была принята Департаментом в сумме 3 378,10 рублей, в порядке п. 5.1 Правил регулирования, по данным предшествующей организации с учетом соответствующей индексации 115 % с 01.07.2012.
Поскольку при установлении тарифов обществом не был подтвержден (расчетами и (или) энергоаудитом, проведенным специализированной сторонней организацией) заявленный удельный расход электроэнергии в размере 76,75 кВт. ч/Гкал, регулирующим органом этот показатель был определен на основании таблицы № 3 Временного пособия, исходя из расчетной тепловой нагрузки котельных ЗАО "ОТГК "Коммунэнерго", определенной на основании выработки тепловой энергии (50,11 тыс. Гкал), продолжительности работы отопительной системы (24 часа) и отопительного сезона (204 дня). Это позволило отнести котельные ЗАО "ОТГК "Коммунэнерго" к котельным малой мощности (менее 50 Гкал/час) и применить показатель удельного расхода электроэнергии на производство и транспортировку тепловой энергии в размере 18 кВтч/Гкал.
При этом прогнозный тариф на электрическую энергию был принят департаментом в размере 3,95 руб./кВт. ч на основании расчетов самого общества с учетом прогнозного роста на 2012 год.
В результате учтенные Департаментом затраты на покупную электроэнергию составили 3 561,6 рубля.
Согласно п. 29 Основ ценообразования в состав прочих расходов, которые учитываются в необходимой валовой выручке, включаются:
1) расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам с организациями на проведение регламентных работ (определяются в соответствии с пунктом 36 Основ ценообразования);
2) расходы на оплату работ и услуг непроизводственного характера, выполняемых по договорам с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг и др. (определяются в соответствии с пунктом 36 Основ ценообразования);
3) отчисления на формирование резервов, предназначенных для обеспечения безопасности атомных электростанций на всех стадиях их жизненного цикла и развития, определяемые в установленном порядке;
4) плата за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую природную среду;
5) плата за аренду имущества;
6) расходы на служебные командировки, включая оформление виз и сборов;
7) расходы на обучение персонала;
8) расходы на страхование;
9) отчисления на проведение мероприятий по надзору и контролю, производимые гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями, энергосбытовыми организациями, к числу потребителей которых относится население, по утверждаемым в установленном порядке нормативам;
9.1) расходы на обеспечение безопасности электрических станций, электрических сетей и других объектов электроэнергетики, согласованные с соответствующим регулирующим органом;
10) другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией продукции, определяемые в порядке, устанавливаемом Федеральной службой по тарифам.
Пунктом 5.7 Временного пособия к числу цеховых (общепроизводственных) расходов отнесены затраты на содержание аппарата управления, прочего цехового персонала не вошедшего в статью "Оплата труда", содержание административного и других зданий, сооружений и инвентаря, охрану труда, МБП, стоимость защитных средств и спецодежды производственного персонала и т.д.
Основой для расчетов сметы цеховых расходов являются: планируемая структура цехового персонала и условия оплаты его труда; сметы на содержание зданий и инвентаря; сметы на текущий ремонт зданий; состав и стоимость основных фондов, и норму амортизационных отчислений; сметы расходов по испытаниям, опытам и исследованиям, производимым цехом; сметы расходов по охране труда и др. общецеховые расходы.
В соответствии с пунктом 5.8 Временного пособия статья "Общехозяйственные расходы" заполняется предприятием, имеющим кроме производства тепловой энергии, другие виды деятельности. Эта статья является комплексной и отражает затраты, связанные с управлением и обслуживанием технологического процесса производства и распределения тепловой энергии. В данной статье отражаются расходы по управлению организацией, общехозяйственные расходы, сборы и отчисления, общеэксплуатационные непроизводительные расходы.
При этом суммарная величина цеховых (общепроизводственных) и общехозяйственных расходов, относимых на производство тепла не должна превышать 15 % от полной себестоимости тепловой энергии (примечание к п. 5.8 Временного пособия).
Учитывая приведенные положения Департаментом правомерно учтены цеховые (общепроизводственные) и общехозяйственные расходы в размере 15 % полной себестоимости тепловой энергии.
Учитывая изложенное, исследовав и оценив в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, совокупность имеющихся в деле доказательств, арбитражный суд приходит к выводам, что Департаментом правомерно учтены расходы общества по:
- статье "Расход натурального топлива" в размере 7 010,8 тыс. куб. м;
- статье "Топливо на технологические цели" в размере 23 683,2 рубля;
- статье "Затраты на покупную электроэнергию" в размере 3 561,6 рублей;
- статье "Цеховые расходы" в размере 1 731,9 рублей;
- статье "Общехозяйственные расходы" в размере 4 023,9 рублей.
В указанной части учтенные расходы являются экономически обоснованными и соответствуют положениям действующего законодательства, имеющего большую юридическую силу, на соответствие которым просил проверить заявитель оспариваемый приказ.
При этом представленные заявителем контррасчеты количества и стоимости покупного газа, а также электроэнергии, судом не принимаются/, как документально не подтвержденные.
Кроме того, исследовав и оценив в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, совокупность имеющихся в деле доказательств, арбитражный суд приходит к выводу о том, что регулирующим органом были правомерно исключены заявленные обществом расходы по статье "Отчисление в ремонтный фонд". Поскольку котельные принадлежат заявителю на основании договоров аренды, финансирование капитального и текущего ремонта по которым предусмотрено за счет арендной платы, а обязанность по его проведению возложена на собственника. При этом, отдельно расчет указанных затрат обществом не представлен, а в состав расходов включена только арендная плата в соответствии с договорами.
Довод заявителя о неправомерности применения к спорным правоотношениям Временного пособия подлежит отклонению в силу следующего.
В силу п. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Пунктом 9 "Положения о Департаменте Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов", утвержденного указом Губернатора Оренбургской области от 16.12.2005 № 141-ук в числе прочего установлено, что Департамент в целях реализации возложенных на него задач публикует принятые решения в бюллетене департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов. Данное положение действует с 22.12.2005. В период его действия Временное пособие было опубликовано в Информационном бюллетене Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов № 6 (февраль - апрель 2006 г.). Подлинник указанного информационного бюллетеня обозревался судом в судебном заседании 06.03.2013, копии соответствующих страниц представлены ответчиком в материалы дела.
Также судом отклоняются доводы заявителя относительно того, что экспертное заключение от 08.02.2012 не отвечает требованиям действующего законодательства, что ставит под сомнение экономическую обоснованность установленных тарифов, поскольку в силу п. 16 Правил регулирования это экспертное заключение является дополнительным материалом, то есть учитывается наряду с иными документами. В данном случае, обществом не были представлены документы, обосновывающие размер заявленных им затрат, в связи с чем, Департамент в целях утверждения тарифа самостоятельно произвел расчет этих затрат исходя из имеющейся нормативной и технической документации.
Отклоняются судом и доводы относительно убыточности установленного тарифа, поскольку общество, как лицо, наиболее заинтересованное в установлении более высокого тарифа, не представило соответствующие документальные обоснования размера заявленного им тарифа, хотя в ходе рассмотрения тарифного дела Департаментом ему была предоставлена такая возможность (заседание коллегии Департамента откладывалось с 24.02.2012 до 01.03.2012 для представления названных документов).
При этом суд считает необходимым отметить, что в силу п. 10 Основ ценообразования, п. 20 Методических указаний № 20-э/2, если организации, осуществляющие регулируемую деятельность, в течение расчетного периода регулирования понесли экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении регулируемых тарифов (цен), в том числе расходы, связанные с объективным и незапланированным ростом цен на продукцию, потребляемую в течение расчетного периода регулирования, эти расходы учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых тарифов (цен) на последующий расчетный период регулирования (включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств).
Кроме того, суд также не находит обоснованным довод заявителя о том, что при недостаточности представленных обществом в тарифное дело обосновывающих сведений, Департамент должен был применить сведения из тарифных дел ООО "Теплоцентраль" и более ранних тарифных дел (п. 5.1 Правил регулирования), поскольку в отношении технических параметров котельного оборудования (удельных показателей расхода топлива и электроэнергии) данное право может быть реализовано регулирующим органом лишь при наличии тождественности оборудования котельных.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемый приказ № 11-т/э соответствует ст. ст. 7, 9 Федерального закона № 190-ФЗ "О теплоснабжении", п. 15 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, п. п. 5.1, 21, 22 Правил регулирования, Методическим указаниям № 20-э/2, в силу чего, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Расходы по оплате государственной пошлины относятся на заявителя в соответствии с положениями ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворении требования, заявленного Закрытым акционерным обществом "Оренбургская теплоэнергетическая компания "Коммунэнерго", отказать.
Признать приказ Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 01.03.2012 г. № 11-т/э "Об утверждении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям ЗАО "ОТК "Коммунэнерго" п. Новоорск" с приложением "Тарифы на тепловую энергию, отпускаемую ЗАО "ОТК "Коммунэнерго" п. Новоорск" потребителям Оренбургской области", соответствующим ст. ст. 7, 9 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении", п. 15 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, п. п. 5.1, 21, 22 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденным Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2.
Решение арбитражного суда вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции (Федеральный арбитражный суд Уральского округа, г. Екатеринбург) в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Председательствующий
Е.Г.ЦЫПКИНА

Судьи
А.В.КАЛАШНИКОВА
С.Г.ФЕДОРОВА


------------------------------------------------------------------