По датам

2013

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Арбитражного суда Оренбургской области от 13.02.2013 по делу N А47-13945/2012 <Иск об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости удовлетворен, поскольку суд полагает доказанным факт рыночной стоимости спорного земельного участка согласно экспертному заключению и отчету об оценке>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 13 февраля 2013 г. по делу № А47-13945/2012

Решение изготовлено в полном объеме 13.02.2013 г.
Арбитражный суд Оренбургской области
в составе судьи О.Е. Бабиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания И.С. Шекуновой,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Сельскохозяйственного производственного кооператива "Птицефабрика Гайская", п. Камейкино, Гайского района, Оренбургской области (ИНН 5626008809, ОГРН 1025600684328)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы Государственной регистрации кадастра и картографии", г. Москва (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757), в лице филиала по Оренбургской области, г. Оренбург
третье лицо: Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы России № 8 по Оренбургской области, г. Новотроицк, Оренбургской области
об установлении кадастровой стоимости земельных участков
при участии представителей:
от истца: не явились
от ответчика: не явились
от третьего лица: не явились
В судебном заседании в порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв без учета выходных дней с 05.02.2013 г. по 13.02.2013 г. 11 часов 20 минут.

установил:

иск заявлен об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 56:09:0000000:91 равной его рыночной стоимости в размере 106 538 000 руб.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились. В порядке пункта 2 ст. 124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, последние арбитражному суду об изменении адреса во время производства по делу не сообщали. Информация о дате, времени и месте судебного заседания в установленном порядке размещена на официальном сайте арбитражного суда и в порядке пункта 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи. В связи с изложенным последние, в порядке пунктов 1, 6 ст. 121, пунктов 1, 3 ст. 123, пункта 2 ст. 124, ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признаются судом надлежащим образом извещенными о дате, времени и месте судебного заседания и оно проводится в их отсутствие.
Как следует из искового заявления Сельскохозяйственному производственному кооперативу "Птицефабрика Гайская" (далее - истец) принадлежит на праве аренды, праве общей долевой собственности земельный участок с кадастровым номером 56:09:0000000:91 общей площадью 108500000 кв. м, местоположение: Оренбургская область, Гайский район, с/с Новониколаевский, земельный участок расположен в северной части кадастрового квартала 56:09:0 (далее - спорный земельный участок).
Государственная регистрация договора аренды произведена 22.07.2009 г. в установленном законом порядке.
Согласно Постановлению Правительства Оренбургской области "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения на территории Оренбургской области от 13.10.2011 г. № 1003-п, утверждены результаты оценки стоимости земельных участков, согласно которым кадастровая стоимость спорного земельного участка составляет 462 064 382 руб. 27 коп.
Указанная кадастровая стоимость спорного земельного участка не соответствует его рыночной стоимости. Так, в соответствии с отчетом об оценке земельного участка сельскохозяйственного назначения № 092-09-00635 от 24.04.2012, рыночная стоимость спорного земельного участка составила на 01.01.2011 г. 106 538 000 руб. (том 1, л.д. 63 - 150, том 2, 1 - 29).
На рассматриваемый отчет об оценке получено положительное экспертное заключение № Э12-0503-01-06 от 20.06.2012 г. согласно которому отчет об оценке спорного земельного участка соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности как по формальным признакам, так и по существу расчета рыночной стоимости земельного участка (том 2, л.д. 30 - 150, том 3, л.д. 1 - 52).
Согласно ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли является платным. Кадастровая стоимость земельного участка на основании ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации и ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации является базовой для расчета земельного налога. Существенное завышение кадастровой стоимости спорного земельного участка над его рыночной стоимостью влечет нарушение прав истца.
В силу п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
По правилам ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, когда определена рыночная стоимость земельного участка. В данном случае кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
Таким образом, указывает истец, из содержания вышеуказанных норм следует, что кадастровая стоимость должна быть максимально приближена к реальной рыночной стоимости.
Кадастровая стоимость земельного участка является экономической составляющей, базовой величиной для расчета земельного налога, ее необоснованное завышение приводит к необоснованному взысканию с истца платы за пользование земельным участком.
На основании изложенного, истец обратился в суд с настоящим иском и просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 56:09:0000000:91 общей площадью 108500000 кв. м, местоположение: Оренбургская область, Гайский район, с/с Новониколаевский, земельный участок расположен в северной части кадастрового квартала 56:09:0, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2011 г., в размере 106 538 000 руб.
Ответчик в письменном отзыве (том 3, л.д. 55 - 57) возражает против удовлетворения исковых требований, считает установленную кадастровую стоимость актуальной, расчет кадастровой стоимости произведен исходя из удельного показателя, утвержденного в установленном порядке.
В судебном заседании установлено, что все имеющиеся доказательства в материалы дела представлены в полном объеме, необходимость предоставления дополнительных доказательств отсутствует.
При таких обстоятельствах, суд рассматривает дело, исходя из совокупности имеющихся в деле доказательств, с учетом положений ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценив доводы истца и ответчика, представленные доказательства в совокупности, суд признает заявленные требования обоснованными, по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, сведения о спорном земельном участке внесены в Государственный кадастр недвижимости на основании свидетельств о государственной регистрации права собственности в соответствии с п. 1.2 Методических указаний, утвержденных Приказом Минэкономразвития от 12.08.2006 г. № 222 "Об утверждении Методических рекомендаций по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка".
Согласно п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции Федерального закона от 22.07.2010 г. № 167-ФЗ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Положения данного пункта вступили в действие с момента официального опубликования, а именно с 26.07.2010 г. согласно ст. 6 Федерального закона от 22.07.2010 г. № 167-ФЗ.
В соответствии с представленными в дело кадастровым паспортом, кадастровой выпиской, кадастровая стоимость спорного земельного участка составляет 462 064 382 руб. 27 коп., в то время как в соответствии с отчетом об оценке земельного участка сельскохозяйственного назначения, рыночная стоимость спорного земельного участка составила на 01.01.2011 г. 106 538 000 руб.
Учитывая, что указанный отчет об оценке на основании экспертного заключения соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности как по формальным признакам, так и по существу расчета рыночной стоимости земельного участка, то основания для его критической оценки у суда отсутствуют.
Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка более чем в два раза выше, нежели его рыночная стоимость.
Кадастровая стоимость земельного участка, в силу ст. 389 - 394 Налогового кодекса Российской Федерации является составляющей формулы расчета земельного налога за конкретный земельный участок на период налогообложения и как следствие, уменьшение кадастровой стоимости участка влечет уменьшение суммы налога, подлежащей уплате налогоплательщиком, в том числе перерасчет суммы налога, уже уплаченного налогоплательщиком.
Поскольку снижение налогооблагаемой базы, а также возможность возврата или зачета уже уплаченного налога являются для заявителя значимыми в его хозяйственной деятельности, а для возврата излишне уплаченных налогов п. 7 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрен срок давности в размере 3 года, более скорейшее рассмотрение вопроса о пересмотре кадастровой стоимости и установление ее равной рыночной является существенным для заявителя. Отказ в пересмотре кадастровой стоимости влечет нарушение прав заявителя.
В силу п. 3 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
При этом права истца, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Исходя из п. 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. № 316 государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО № 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 г. № 255 (в редакции, действовавшей в спорный период), при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки или индивидуально для конкретного объекта недвижимости рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Согласно ст. 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" № 135-ФЗ в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета.
В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 г. № 457 определено, что именно данная служба осуществляет функции по государственной кадастровой оценке (пункт 1 Положения).
В соответствии с п. 4 Положения Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно Приказу от 11.03.2010 г. "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, органом, уполномоченным на внесение изменения в государственный кадастр недвижимости является именно Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", как правопреемник Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата по Оренбургской области", из чего суд полагает, что данное учреждение является надлежащим ответчиком, в обязанности которого входит исполнение решения суда по внесению изменений в реестр.
Оценив представленные в совокупности доказательства, суд полагает доказанным факт рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2011 г. согласно экспертному заключению и отчету об оценке, рассмотренным судом.
Исходя из изложенного, суд считает требования подлежащими удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине в размере 4 000 руб. относятся на истца с учетом того, что его обращение в суд вызвано не нарушением его прав и законных интересов со стороны ответчика по делу, а возможностью установления кадастровой стоимости на заявленный земельный участок исключительно в судебном порядке (оригинал платежного поручения № 4283 от 27.09.2012 г. находится в деле № А47-13823/2012).
Руководствуясь статьями ст.ст. 110, 167, 169, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Исковые требования Сельскохозяйственного производственного кооператива "Птицефабрика Гайская", п. Камейкино, Гайского района, Оренбургской области удовлетворить:
- установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 56:09:0000000:91 общей площадью 108500000 кв. м, местоположение: Оренбургская область, Гайский район, с/с Новониколаевский, земельный участок расположен в северной части кадастрового квартала 56:09:0, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2011 г., в размере 106 538 000 руб.
2. Расходы по госпошлине в сумме 4 000 руб. отнести на истца.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Челябинск в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), через Арбитражный суд Оренбургской области.

Судья
О.Е.БАБИНА


------------------------------------------------------------------