По датам

2013

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Арбитражного суда Оренбургской области от 15.07.2013 по делу N А47-4825/2013 <Требования об отмене постановления о привлечении к административной ответственности за нецелевое расходование бюджетных средств удовлетворены, поскольку вид деятельности предпринимателя - стоматологическая практика, соответствует цели предоставления грантов по установленным направлениям, административным органом не доказано наличие события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 15 июля 2013 г. по делу № А47-4825/2013

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи А.А. Александрова, рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области (460015, Оренбургская область, г. Оренбург, Дом Советов; ОГРН 1095658014187, ИНН 5610128360) к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Оренбургской области (460001, г. Оренбург, ул. Чкалова, 34; ОГРН 1045605463727, ИНН 5610082081) о признании незаконным и отмене постановления от 29.04.2013 № 1/10 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, вынесенного руководителем Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Оренбургской области А.В. Родионовым,
лица, участвующие в деле, извещены о принятии к производству заявления и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 123 АПК РФ,

установил:

Министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Оренбургской области (далее - управление, административный орган)
Заявитель просит признать незаконным и отменить постановление от 29.04.2013 № 1/10 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении.
Заявитель считает выводы административного органа о нецелевом расходовании денежных средств основанными на неправильном толковании норм права.
Кроме того, министерство указывает, что вид деятельности предпринимателя относится к оказанию бытовых услуг для населения.
Заинтересованное лицо представило отзыв на заявленные требования, в котором административный орган возражает против удовлетворения заявленных требований. Административный орган считает, что из средств Федерального бюджета Российской Федерации был предоставлен грант на цели, не соответствующие целям предоставления грантов по направлениям, установленным пунктом 3 Порядка предоставления грантов начинающим субъектам малого предпринимательства Оренбургской области на создание и развитие собственного бизнеса.
Как указывает административный орган, цели предоставления грантов определены по направлениям, указанным в п. 3 Порядка предоставления грантов. В данном случае вид деятельности предпринимателя - стоматологическая практика, не соответствует цели предоставления грантов по установленным направлениям.
При рассмотрении дела в порядке упрощенного производства арбитражным судом первой инстанции установлено следующее:
Комиссией Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области по реализации мер государственной поддержки 13.12.2012 рассмотрены заявки на предоставление грантов начинающим субъектам малого предпринимательства на создание и развитие собственного бизнеса за 2012 г.
Порядок предоставления грантов начинающим субъектам малого предпринимательства Оренбургской области на создание и развитие собственного бизнеса утвержден Постановлением Правительства Оренбургской области от 25 июня 2012 г. № 508-п (далее - Постановление № 508-п).
Согласно протоколу от 13.12.2012 № 9 заседания комиссии при рассмотрении заявок принято решение (единогласно): "учитывая заключения эксперта, результаты защиты бизнес-проекта, осуществленной субъектом лично на заседании экспертной группы, заключением экспертной группы признать ООО "Дент Арт" победителем конкурса с выделением гранта в сумме 300 000 рублей на приобретение оборудования для стоматологической поликлиники".
Таким образом, спорный грант предоставлена ООО "Дент Арт" (далее - общество).
Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц в отношении предпринимателя:
- по состоянию на 24.09.2012 основной вид деятельности общества - стоматологическая практика, дополнительный вид деятельности - деятельность вспомогательного стоматологического персонала (обществом 31.08.2012 получена лицензия на осуществление медицинской деятельности),
- государственная регистрация в качестве юридического лица осуществлена 20.10.2011 за основным государственным регистрационным номером 1115658031532.
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06.11.2001 № 454-ст "О принятии и введении в действие ОКВЭД" вид деятельности № 85.13 - стоматологическая практика, дополнительный вид деятельности № 85.14.2 - деятельность вспомогательного стоматологического персонала, отнесены к разделу 95 - здравоохранение и предоставление социальных услуг.
В заявке на участие в конкурсном отборе по предоставлению грантов на создание и развитие собственного бизнеса от 15.10.2012 общество просило предоставить грант в размере 300 000 рублей на реализацию проекта по созданию собственного бизнеса - "Стоматологическая клиника "Дент Арт". Цель использования гранта: закупка оборудования приобретение оборудования в соответствии с бизнес-планом (радиовизиограф, интегрированный эндодонтический комплекс, стоматологическая установка).
Договор № 536 от 24.12.2012 о предоставлении субсидии в форме гранта (далее - Договор № 536), заключен между министерством и предпринимателем в целях реализации Постановления № 508-п.
Согласно пункту 1.2 Договора № 536 грант предоставляется за счет средств из Федерального бюджета Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в соответствии с соглашением между Минэкономразвития России и Правительством Оренбургской области от 03.09.2012 № 051-МБ-12 с целью реализации проекта "Стоматологическая клиника "Дент Арт" в соответствии с утвержденным в проекте планом работ.
Из п. п. 1.3, 1.4 указанного договора следует, что грант предоставляется в размере 300 000 рублей и должен быть направлен на приобретение оборудования для стоматологической клиники для достижения показателей хозяйственной деятельности, заявленной грантополучателем в бизнес-плане.
Министерством с лицевого счета № 03532008230, открытого в Управлении Федерального казначейства по Оренбургской области, 27 декабря 2012 г. обществу перечислен грант согласно заявке на кассовый расход от 27.12.2012 № 91, платежному поручению от 27.12.2012 № 3926599.
Оценив указанные обстоятельства, административный орган пришел к выводу, что министерством предоставлен грант для осуществления деятельности по оказанию медицинских услуг в области стоматологии, что не соответствует цели предоставления грантов по направлениям, установленным пунктом 3 Порядка, утвержденного Постановлением № 508-п.
Административным органом в отношении министерства составлен протокол от 18.04.2013 № 1/10 об административном правонарушении по ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ.
Административным органом вынесено постановление от 29.04.2013 № 1/10 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 40 000 рублей.
Изучив материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с ч. 6, 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 ст. 15.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Совершение указанного правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ст. 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.
Порядок предоставления грантов начинающим субъектам малого предпринимательства Оренбургской области на создание и развитие собственного бизнеса утвержден Постановлением Правительства Оренбургской области от 25 июня 2012 г. № 508-п (далее - Постановление № 508-п, Порядок предоставления грантов).
Абзацем 1 п. 3 Порядка предоставления грантов определена цель предоставления грантов, которой является увеличение количества субъектов малого предпринимательства на территории Оренбургской области, снижение напряженности на рынке труда.
При этом, согласно абз. 2 п. 3 Порядка предоставления грантов гранты предоставляются субъектам на финансирование расходов, связанных с началом их предпринимательской деятельности:
производство товаров;
развитие деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств;
производство, хранение и переработка сельскохозяйственной продукции;
строительство объектов производственного и социально-культурного назначения;
общественное питание, включая социально ориентированные пункты питания (рабочие, студенческие, диетические столовые, детские кафе);
освоение и внедрение наукоемких инновационных технологий;
ремесленная деятельность;
развитие сопутствующих производств действующих градообразующих предприятий;
развитие туризма;
оказание бытовых услуг для населения.
По мнению административного органа в абз. 2 п. 3 Порядка предоставления грантов зафиксированы направления предоставления грантов. При этом, направления предоставления гратов, исходя из позиции административного органа, также следует относить к целям их предоставления.
По мнению министерства, направления предоставления грантов, определенные абз. 2 п. 3 Постановление № 508-п, нельзя отождествлять с понятием "цели" предоставления грантов.
В соответствии со ст. 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:
- обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Суд первой инстанции исходит из того, что Правительство Оренбургской области, определяя целесообразность развития малого и среднего предпринимательства по отдельным видам направлений предпринимательской деятельности, не уполномочено определять, либо изменять цели получения субсидий из Федерального бюджета Российской Федерации.
В связи с чем, абз. 2 п. 3 Постановления № 508-п не определяет цели использования средств Федерального бюджета Российской Федерации, так как получатель бюджетных средств не уполномочен самостоятельно определят целевой характер их использования.
В преамбуле Постановления Правительства Оренбургской области от 25 июня 2012 г. № 508-п указано, что порядок утвержден в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и в целях реализации постановления Правительства Оренбургской области от 26 июля 2011 года № 647-пп "Об утверждении областной целевой программы "О развитии малого и среднего предпринимательства в Оренбургской области" на 2012 - 2014 годы".
По мнению суда первой инстанции, Порядок предоставления грантов начинающим субъектам малого предпринимательства Оренбургской области на создание и развитие собственного бизнеса должен соответствовать требованиям указанного федерального закона, поскольку указанный Порядок является подзаконным актом, который должен обеспечить реализацию федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон о развитии малого и среднего предпринимательства) государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных настоящим Федеральным законом.
Частью 2 ст. 6 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства определены основные цели государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:
1) развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;
2) обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
3) обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;
4) оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;
5) увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;
6) обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;
7) увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;
8) увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Как следует из материалов дела цель предоставления гранта соответствует целям государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, определенным ч. 2 ст. 6 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства.
Указанное обстоятельство административным органом не оспаривается.
Абзац 2 п. 3 Постановления № 508-п не может быть истолкован в смысле, ограничивающем цели государственной политики, определенном ч. 2 ст. 6 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства, в исполнении которого был принят Порядок предоставления грантов начинающим субъектам малого предпринимательства Оренбургской области на создание и развитие собственного бизнеса.
Кроме того, следует учитывать, что Постановление № 508-п принято в целях реализации постановления Правительства Оренбургской области от 26 июля 2011 года № 647-пп "Об утверждении областной целевой программы "О развитии малого и среднего предпринимательства в Оренбургской области" на 2012 - 2014 годы".
Из постановления Правительства Оренбургской области от 26 июля 2011 года № 647-пп следует, что при анализе состояния малого предпринимательства Правительством Оренбургской области учитываются данные о деятельности малых предприятий по отраслям, в том числе: торговля, бытовое обслуживание, общественное питание и гостиничные услуги, прочие виды обслуживания населения и предприятий, здравоохранение, физическая культура, социальное и коммунальное обеспечение, образование.
Суд первой инстанции считает, что предоставление гранта по направлению (виду) деятельности общества по ОКВЭД, а именно, № 85.13 - стоматологическая практика, дополнительному виду деятельности № 85.14.2 - деятельность вспомогательного стоматологического персонала, отнесенных к разделу № 95 - здравоохранение и предоставление социальных услуг, соответствует цели реализации постановления Правительства Оренбургской области от 26 июля 2011 года № 647-пп.
При данных обстоятельствах суд первой инстанции приходит к выводу, что административным органом не доказано наличие события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ.
На основании изложенного заявленные требования следует удовлетворить.
В соответствии с частью 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 210, 211, 228, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Заявление Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области (460015, Оренбургская область, г. Оренбург, Дом Советов; ОГРН 1095658014187, ИНН 5610128360) к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Оренбургской области (460001, г. Оренбург, ул. Чкалова, 34; ОГРН 1045605463727, ИНН 5610082081) о признании незаконным и отмене постановления от 29.04.2013 № 1/10 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, удовлетворить.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Челябинск) в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия, через Арбитражный суд Оренбургской области.

Судья
А.А.АЛЕКСАНДРОВ


------------------------------------------------------------------