Решение Арбитражного суда Оренбургской области от 26.06.2013 по делу N А47-1951/2013 <О признании недействующим пункта 1 Постановления Главы города Гая от 23.10.2012 г. N 754-пА "Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий на безвозмездной и безвозвратной основе юридическим лицам в целях возмещения им затрат или недополученных доходов в связи с производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг, связанных с содержанием и ремонтом объектов внешнего благоустройства на территории города Гая">
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 26 июня 2013 г. по делу № А47-1951/2013
Резолютивная часть решения объявлена 20 июня 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 26 июня 2013 года.
Арбитражный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Советовой В.Ф., судей Шабановой Т.В., Лазебной Г.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федотовой А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению заместителя прокурора Оренбургской области А.В. Волкова, г. Оренбург, к Главе города Гая, г. Гай, о признании пункта 1 Постановления Главы города Гая от 23.10.2012 г. № 754-пА в части утверждения Положения о порядке предоставления субсидий на безвозмездной и безвозвратной основе юридическим лицам в целях возмещения им затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, связанных с содержанием и ремонтом объектов внешнего благоустройства на территории города Гая, не соответствующим статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. ст. 7, 16 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", и недействующим,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: Филипповской О.Н. - служебное удостоверение № 132605;
от ответчика: Нечетова А.Ю. - доверенность от 23.08.2013 г.
На основании ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 13.06.2013 г. по 20.06.2013 г. до 16 часов 30 минут.
После перерыва судебное заседание продолжено 20.06.2013 г. в 16 часов 30 минут.
После перерыва в судебное заседание явились: от заявителя: Филипповская О.Н. - служебное удостоверение № 132605;
от ответчика: не явился, извещен надлежаще в силу ч. 5 ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации;
установил:
Заместитель прокурора Оренбургской области А.В. Волков (далее по тексту - заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Главе города Гая (далее по тексту - ответчик) о признании пункта 1 Постановления Главы города Гая от 23.10.2012 г. № 754-пА в части утверждения Положения о порядке предоставления субсидий на безвозмездной и безвозвратной основе юридическим лицам в целях возмещения им затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, связанных с содержанием и ремонтом объектов внешнего благоустройства на территории города Гая, не соответствующим статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. ст. 7, 16 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", и недействующим.
Изучив материалы дела, суд установил следующее, пунктом 1 Постановления Главы города Гая от 23.10.2012 г. № 754-пА "Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий на безвозмездной и безвозвратной основе юридическим лицам в целях возмещения им затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, связанных с содержанием и ремонтом объектов внешнего благоустройства на территории города Гая" утверждено Положение о порядке предоставления субсидий на безвозмездной и безвозвратной основе юридическим лицам в целях возмещения им затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, связанных с содержанием и ремонтом объектов внешнего благоустройства на территории города Гая согласно приложению к настоящему Постановлению (т. 1 л.д. 12) (далее по тексту - Положение).
Указанное Положение устанавливает механизм предоставления субсидий юридическим лицам, осуществляющим реализацию товаров, выполнение работ, оказание услуг, связанных с осуществлением ремонта и содержанием дорог, находящихся в собственности муниципального образования город Гай, созданием условий для массового отдыха жителей городского округа и обустройством мест массового отдыха населения, сбором и вывозом отходов, оказанием ритуальных услуг и содержанием мест захоронения, выполнением мероприятий по внешнему благоустройству на территории города Гая.
Пунктом 2 Положения предусмотрено, что субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. В целях настоящего Порядка под производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг понимаются действия юридических лиц по реализации следующих мероприятий: содержание и текущий ремонт объектов благоустройства, уличного освещения; содержание и ремонт автомобильных дорог, проездов и инженерных сооружений на них; озеленение; содержание мест захоронения; сбор и вывоз отходов.
Право на получении субсидии имеют организации, осуществляющие содержание и ремонт объектов благоустройства в интересах неограниченного круга лиц (пункт 3 Положения).
Главным распорядителем бюджетных средств является Отдел жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации г. Гая. Отдел ЖКХ и КС осуществляет планирование соответствующих расходов местного бюджета, утверждает перечень получателей субсидии, распределяет субсидии в пределах утвержденной бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в текущем финансовом году в местном бюджете на указанные цели, утверждает плановые сметы затрат получателей субсидии, организует заключение с получателями субсидии соглашений на предоставление субсидии (пункты 4, 5 Положения).
Согласно пункту 7 Положения размер субсидии, подлежащий финансированию в соответствии с настоящим Положением, определяется исходя из фактических затрат на производство (реализацию) товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не выше предусмотренных в местном бюджете сумм на эти цели на соответствующий финансовый год.
Полагая, что пункт 1 Постановления Главы города Гая от 23.10.2012 г. № 754-пА не соответствует статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. ст. 7, 16 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" заместитель прокурора Оренбургской области А.В. Волков обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим данного пункта Постановления Главы города Гая от 23.10.2012 г. № 754-пА.
Заявленные требования мотивированы тем, что финансирование затрат на услуги для муниципальных нужд осуществляется за счет местного бюджета на основании контракта, заключенного по результатам торгов. Заявитель полагает, что установленный оспариваемым нормативным правовым актом порядок финансирования деятельности по благоустройству города нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на обеспечение равных возможностей доступа на рынок оказания определенных услуг Российской Федерации и муниципального образования город Гай - по обеспечению единого экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности, защиты конкуренции и противодействия коррупции в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Ответчик с требованиями заявителя не согласен по основаниям, изложенным в отзыве, в том числе, указывает на следующие обстоятельства: избранное в заявлении правовое регулирование общественных отношений может применяться только в случае использования органами местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения такого полномочия как размещение муниципального заказа; невозможно определить те правоотношения, при которых возможно было бы использовать полномочия органов местного самоуправления, установленные в ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, что фактически лишает местную администрацию законного права предоставлять субсидии юридическим лицам.
Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства и заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе.
В соответствии с частью 2 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений (пункт 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части).
Предмет исследования по делам об оспаривании нормативных правовых актов определен законодателем в частью 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и включает в себя проверку оспариваемого акта или его отдельного положения на предмет соответствия федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также проверку полномочий органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Указанная проверка включает в себя как проверку наличия оснований для принятия оспариваемого нормативного акта, так и соблюдения процедуры его принятия, в том числе - соблюдения обязательных требований к порядку опубликования (обнародования) нормативного правового акта.
При этом в соответствии с частью 5 названной статьи Кодекса арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.
Нормативные правовые акты могут быть оспорены в арбитражном суде в соответствии со статьей 78 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Частью 1 статьи 53 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В силу пункта 1, подп. 3 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к числу вопросов местного значения городского округа относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм); организация содержания и ремонта автомобильных дорог, проездов и инженерных сооружений.
В силу части 2 статьи 18 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения относятся к муниципальным нуждам.
Таким образом, организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории), организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организация содержания и ремонта автомобильных дорог, проездов и инженерных сооружений отнесены к муниципальным нуждам.
В соответствии с ч. 1, ч. 2 статьи 54 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Муниципальный заказ на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг оплачивается за счет средств местного бюджета.
В силу пункта 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, кроме случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.
Анализ приведенных выше нормативных правовых актов позволяет суду прийти к выводу, что поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд могут быть оказаны только путем размещения заказа в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме; без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на биржах) (п. 1 ст. 10 указанного Федерального закона).
Несоблюдение указанного порядка поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для муниципальных нужд, является нарушением Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", а также норм Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции", поскольку устраняется конкуренция среди хозяйствующих субъектов и создаются преимущества отдельным хозяйствующим субъектам, в связи с этим пункт 1 Постановления Главы города Гая от 23.10.2012 г. № 754-пА "Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий на безвозмездной и безвозвратной основе юридическим лицам в целях возмещения им затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, связанных с содержанием и ремонтом объектов внешнего благоустройства на территории города Гая" не соответствует упомянутым выше нормам, имеющим большую юридическую силу и, следовательно, признается судом не соответствующим статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьям 7, 16 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Исходя из положений части 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Согласно части 2 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения дела об оспаривании нормативного правового акта арбитражный суд принимает одно из решений: 1) о признании оспариваемого акта или отдельных его положений соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу; 2) о признании оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положений не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующими полностью или в части.
Исследовав обстоятельства дела, доводы сторон и представленные в материалы дела доказательства в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что ответчик не доказал соответствие пункта 1 Постановления Главы города Гая от 23.10.2012 г. № 754-пА "Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий на безвозмездной и безвозвратной основе юридическим лицам в целях возмещения им затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, связанных с содержанием и ремонтом объектов внешнего благоустройства на территории города Гая" статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьям 7, 16 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ввиду чего требования заявителя подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Признать пункт 1 Постановления Главы города Гая от 23.10.2012 г. № 754-пА "Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий на безвозмездной и безвозвратной основе юридическим лицам в целях возмещения им затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, связанных с содержанием и ремонтом объектов внешнего благоустройства на территории города Гая", не соответствующим статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьям 7, 16 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", и недействующим полностью.
Решение вступает в силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу. Кассационные жалобы подаются через Арбитражный суд Оренбургской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
Председательствующий
В.Ф.СОВЕТОВА
Судьи
Т.В.ШАБАНОВА
Г.Н.ЛАЗЕБНАЯ
------------------------------------------------------------------