По датам

2013

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Арбитражного суда Оренбургской области от 06.06.2013 по делу N А47-378/2013 <Требования о признании недействительным распоряжения о лицензировании пользования недрами в части внесения изменений в условия пользования участками недр местного значения удовлетворены, поскольку данное распоряжение в оспариваемой части вынесено Министерством с превышением предоставленных ему полномочий, доказательств того, что ответчик обладает полномочиями распорядителя недр, в материалы дела не представлено>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 6 июня 2013 г. по делу № А47-378/2013

Резолютивная часть решения объявлена 4 июня 2013 г.
Решение в полном объеме изготовлено 6 июня 2013 г.
Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Е.Г. Цыпкиной, при ведении протокола секретарем судебного заседания З.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению заместителя прокурора Оренбургской области от 18.01.2012 № 8-04-2013 о признании недействительным пункта 1 распоряжения Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области № 2540-р от 22.10.2012 "О лицензировании пользования недрами" в части внесения изменений в условия пользования участками недр местного значения, указанных в приложении № 1 пунктов с 9 по 25.
В судебном заседании приняли участие представители лиц, участвующих в деле
от заявителя: Ф.О.;
от ответчика: З.Т.;
от третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
1. от Управления по недропользованию по Оренбургской области (Оренбургнедра): К.Н.;
2. от Хуторского казачьего общества "Казачий": не явился;
3. от индивидуального предпринимателя КФХ "Пригородный" З.А.: не явился;
4. от ООО "Магма": Р.В.;
5. от ООО "Оренбургнеруддобыча": не явился;
6. от ООО "Транспорт": не явился;
7. от ООО "Южный Урал": не явился;
8. от ЗАО "Инерт-Стром": не явился;
9. от ООО "Промстрой": не явился;
10. от ООО "ПК "Роллер": не явился;
11. от ООО "Ашебутак-Сим": не явился;
12. от ООО "Промдобыча": не явился;
13. от ООО "Нерудпром": не явился;
14. от ООО "СнабСтрой": не явился;
15. от ООО "Мега-Транс": С.В.
При рассмотрении настоящего спора арбитражный суд установил.
22.10.2012 Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области (далее по тексту - ответчик, Министерство, Минприроды Оренбургской области) издано распоряжение № 2540-р "О лицензировании пользования недрами" (далее по тексту - распоряжение, распоряжение № 2540-р) (л.д. 12 - 23).
В числе прочего, пунктом 1 данного распоряжения внесены изменения в условия пользования участками недр местного значения согласно приложению № 1 к нему.
В соответствии с п. п. 9 - 25 названного приложения № 1 к распоряжению № 2540-р изменены сведения о распорядителе недр с Управления по недропользованию по Оренбургской области (далее по тексту - Управление) на Минприроды Оренбургской области в следующих лицензиях:
- ОРБ № 02368 ТП, выданной Хуторскому казачьему обществу "Казачий" на геологическое изучение (поиск и оценку) песчано-гравийной смеси на участке недр "Благословенский" Оренбургского района, сроком действия с 11.05.2010 по 07.05.2015;
- ОРБ № 02370 ТП, выданной ИП - главе КФХ "Пригородный" Забировой А.Р. на геологическое изучение (поиск и оценку) песчано-гравийной смеси на участке недр "Левобережный" Сакмарского района, сроком действия с 11.05.2010 по 07.05.2015;
- ОРБ № 02371 ТП, выданной ООО "Магма" на геологическое изучение (поиск и оценку) строительного камня на участке недр "Верхнее-Киембаевский" Ясненского района, сроком действия с 11.05.2010 по 07.05.2015;
- ОРБ № 02372 ТП, выданной ООО "Оренбургнеруддобыча" на геологическое изучение (поиск и оценку) песчано-гравийной смеси на участке недр "Степной" Оренбургского района, сроком действия с 11.05.2010 по 07.05.2015;
- ОРБ № 02373 ТП, выданной ООО "Транспорт" на геологическое изучение (поиск и оценку) песчано-гравийной смеси на участке недр "Лебяжий" Оренбургского района, сроком действия с 11.05.2010 по 07.05.2015;
- ОРБ № 02375 ТП, выданной ООО "Южный Урал" на геологическое изучение (поиск и оценку) строительного камня на участке недр "Свистун" Новоорского района, сроком действия с 17.05.2010 по 07.05.2015;
- ОРБ № 02376 ТП, выданной ЗАО "Инерт-Стром" на геологическое изучение (поиск и оценку) песчано-гравийной смеси на участке недр "Раздольный" Сакмарского района, сроком действия с 19.05.2010 по 07.05.2015;
- ОРБ № 02441 ТП, выданной ООО "Промстрой" на геологическое изучение (поиск и оценку) песчано-гравийной смеси на участке недр "Южно-Сакмарский" Сакмарского района, сроком действия с 28.01.2011 по 31.12.2015;
- ОРБ № 02442 ТП, выданной ООО "ПК "Роллер" на геологическое изучение (поиск и оценку) песчано-гравийной смеси на участке недр "Камышовский" г. Оренбурга, сроком действия с 28.01.2011 по 31.12.2015;
- ОРБ № 02443 ТП, выданной ООО "Ашебутак-Сим" на геологическое изучение (поиск и оценку) строительного камня на участке недр "Стародомбаровский" Домбаровского района, сроком действия с 28.01.2011 по 31.12.2015;
- ОРБ № 02445 ТП, выданной ООО "Промдобыча" на геологическое изучение (поиск и оценку) песчано-гравийной смеси на участке недр "Восточно-Каргалинский" Сакмарского района, сроком действия с 28.01.2011 по 31.12.2015;
- ОРБ № 02446 ТП, выданной ООО "Нерудпром" на геологическое изучение (поиск и оценку) песчано-гравийной смеси на участке недр "Степановский" Оренбургского района, сроком действия с 28.01.2011 по 31.12.2015;
- ОРБ № 02447 ТП, ОРБ № 02448 ТП, ОРБ № 02449 ТП и ОРБ № 02450 ТП, выданных ООО "СнабСтрой" на геологическое изучение (поиск и оценку) песчано-гравийной смеси на участке недр "Маячный", "Красно-Дачинский", "Козловский" и "Николаевский" Сорочинского района соответственно, сроком действия с 28.01.2011 по 31.12.2015;
- ОРБ № 02566 ТП, выданной ООО "Мега-Транс" на геологическое изучение (поиск и оценку) песчано-гравийной смеси на участке недр "Кушкульский" г. Оренбурга, сроком действия с 28.01.2011 по 31.12.2015 (далее по тексту - лицензии).
Заместитель прокурора Оренбургской области (далее по тексту - заявитель, прокурор), усмотрев в указанных выше изменениях в лицензии нарушения ст. ст. 2.3, 4, 16 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 "О недрах" (далее по тексту - Закон о недрах), обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с рассматриваемым заявлением.
В обоснование заявленного требования прокурор указывает на то, что в соответствии со статьей 2.3 Закона о недрах, подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами. Порядок подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения или отказа в согласовании указанных перечней устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр.
До настоящего времени перечень участков недр местного значения на территории Оренбургской области, включающий перечисленные выше участки недр, по которым оспариваемым распоряжением вносятся изменения в лицензии не согласован, в связи с чем, у Министерства не имеется предмета лицензирования (утвержденного перечня участков недр местного значения) и оно не вправе вносить изменения в условия пользования участками недр, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, до утверждения в установленном законодательством порядке перечня участков недр местного значения на территории Оренбургской области.
Как указывает заявитель, оспариваемый ненормативный правовой акт нарушает интересы:
- Российской Федерации и субъекта Российской Федерации - Оренбургской области, так как Министерством нарушен установленный федеральным законодателем порядок лицензирования в сфере недропользования - орган ответчик превысил полномочия и в одностороннем порядке внес изменения в решение федерального органа, нарушены правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр;
- граждан Российской Федерации в сфере использования и охраны недр, расположенных на территории Оренбургской области;
- недропользователей - в лицензионные соглашения, которых, внесены изменения в части распорядителя.
В ходе судебного заседания представитель заявителя настаивал на заявленном требовании.
Представитель ответчика в ходе судебного заседания возражал против удовлетворения требования заявителя по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Ответчик указывает на то, что принятие решения об изменении распорядителя недр с Управления на Министерство вызвано необходимостью урегулирования отношений между пользователями недр и распорядителем по действующим лицензиям на право пользования недрами в части общераспространенных полезных ископаемых по вопросам внесения изменений и дополнений в условия пользования недрами, переоформления права пользования недрами, приостановления, ограничения и прекращения права пользования недрами. Ответчик указывает на то, что формирование и согласование перечня участков недр местного значения, в отношении ранее предоставленных в пользование участков недр, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, федеральным законодательством не предусмотрено.
В обоснование своей позиции Министерство ссылается на положения статьи 10.1 Закона о недрах, из которой следует, что перечень участков недр местного значения формируется и утверждается в установленном порядке только в отношении участков недр местного значения, предлагаемых для предоставления в пользование, что согласуется с пп. 1 п. 8 Порядка подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения или отказа в согласовании таких перечней, утвержденного приказом Роснедр от 15.06.2012 № 687. По мнению ответчика, оспаривая ненормативный правовой акт, заявитель не доказал в чем именно заключается нарушение прав, а также препятствий в предпринимательской и иной экономической деятельности и какие нормы права нарушены заинтересованным лицом по настоящему делу.
Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне заявителя, Управление в письменном отзыве и дополнении к нему поддержало позицию прокурора и просило заявленное требование удовлетворить.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - ООО "Мега-Транс" в письменном отзыве поддержало позицию прокурора.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - ООО "ПК "Роллер", ООО "Южный Урал" в письменных отзывах указали, что возражений относительно предъявленных требований не имеют.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - ООО "Магма", ООО "Ашебутак-Сим", Хуторское казачье общество "Казачий" в письменных отзывах возражали против требования прокурора, просили отказать в их удовлетворении.
Остальные третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, письменных отзывов относительно заявленного требования в материалы дела не представили.
В ходе судебного заседания представители третьих лиц - Управления и ООО "Мега-Транс" поддержали позицию заявителя, представитель третьего лица - ООО "Магма" поддержал позицию ответчика.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к выводу, что заявленное требование подлежит удовлетворению в силу следующего.
Частями 1, 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Прокурор, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рапу лиманов и озер регулируются Законом о недрах и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно преамбуле к Закону о недрах недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
В соответствии со статьей 1.2 Закона о недрах недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статьей 1.1 Закона о недрах установлено, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере государственного регулирования отношений недропользования осуществляется Конституцией Российской Федерации и принятыми в соответствии с ней федеральными законами.
Субъекты Российской Федерации принимают свои законы и иные нормативные правовые акты в целях регулирования отношений недропользования в пределах своих полномочий.
Органы местного самоуправления вправе осуществлять регулирование отношений недропользования в пределах предоставленных им действующим законодательством полномочий.
В соответствии со статьей 2 Закона о недрах государственный фонд недр составляют используемые участки, представляющие собой геометризованные блоки недр, и неиспользуемые части недр в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа.
Владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр в пределах территории Российской Федерации в интересах народов, проживающих на соответствующих территориях, и всех народов Российской Федерации осуществляются совместно Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий утверждают государственные программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр, по представлению федерального органа управления государственным фондом недр и под контролем органов представительной власти решают вопросы недропользования, охраны недр и охраны окружающей среды.
В числе прочего, пунктом 10 статьи 3 Закона о недрах к полномочиям федеральных органов государственной власти органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования отнесено распоряжение совместно с субъектами Российской Федерации государственным фондом недр, за исключением участков, находящихся в исключительном ведении Российской Федерации.
Аналогичным образом в п. 7 ст. 4 Закона о недрах закреплено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях, в числе прочего относится распоряжение совместно с Российской Федерацией единым государственным фондом недр на своих территориях, формирование совместно с Российской Федерацией региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным полезным ископаемым, и предоставление права пользования участками недр местного значения.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования является Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра), которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, которым на территории Оренбургской области является Управление (п. п. 1, 4 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 № 293, Положение об Управлении по недропользованию по Оренбургской области, утвержденное приказом Роснедра от 19.09.2007 № 1287).
В соответствии с п. 1 "Положения о министерстве природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области", утвержденного указом Губернатора Оренбургской области от 14.03.2011 № 120-ук, Министерство является органом исполнительной власти Оренбургской области, осуществляющим управление участками недр местного значения.
В соответствии со статьей 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Статьей 16 Закона о недрах установлено, что оформление, государственная регистрация и выдача лицензий на пользование участками недр осуществляются федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами, относительно участков недр местного значения - уполномоченными органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Таким образом, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации являются распорядителями недр (то есть органами, уполномоченными на оформление, государственную регистрацию и выдачу лицензий на пользование участками недр) только в отношении участков недр местного значения.
В соответствии со статьей 2.3 Закона о недрах к участкам недр местного значения относятся:
1) участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые;
2) участки недр, используемые для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения в отношении указанных в пункте 1 части первой статьи 2.3 Закона о недрах участков недр местного значения осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами.
Порядок подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения или отказа в согласовании указанных перечней устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр.
Соответствующие полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования по согласованию перечней участков местного значения закреплены в п. 6.2 ст. 3, п. 7.1 ст. 4 Закона о недрах, в соответствии с которыми, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования осуществляют подготовку и утверждение перечней участков недр местного значения, а федеральный орган государственной власти органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования принимает решение о согласовании этих перечней, или об отказе в их согласовании.
Таким образом, обязательным условием отнесения участков недр, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, к числу участков недр местного значения, является включение их в соответствующий перечень, согласованный с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами.
Соблюдение данного условия не требуется лишь в отношении участков недр, используемых для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Процедура подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения в отношении участков недр, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, или отказа в согласовании таких перечней, установлена "Порядком подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения или отказа в согласовании таких перечней", утвержденным приказом Федерального агентства по недропользованию от 15.06.2012 № 687 (далее по тексту - Порядок № 687).
Как следует из материалов дела, оспариваемыми положениями п. п. 9 - 25 приложения № 1 к распоряжению № 2540-р внесены изменения в лицензии (перечисленные выше) в части сведений о распорядителе недр, а именно, Управление заменено на Минприроды Оренбургской области.
Вместе с тем, как указано выше (ст. 16 Закона о недрах) Министерство, являясь органом государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования, вправе выступать распорядителем недр только в отношении участков недр местного значения.
Однако доказательств того, что участки недр, в отношении которых оформлены лицензии, включены в перечень участков недр местного значения, согласованный в установленном порядке с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами, ответчиком в материалы дела не представлено.
При этом, учитывая то, что все спорные участки недр предоставлены третьим лицам для геологического изучения (поиска и оценки) полезных ископаемых, включение их в соответствующий перечень, согласованный с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами является обязательным условием для отнесения к числу участков недр местного значения.
Таким образом, ответчиком не представлено доказательств того, что в отношении участков недр, перечисленных в п. п. 9 - 25 приложения № 1 к распоряжению № 2540-р, он обладает полномочиями распорядителя недр, в силу чего внесение в лицензии рассматриваемых изменений не соответствует приведенным выше положениям действующего законодательства.
Также суд считает необходимым отметить следующее.
В силу пп. 1 п. 8 Порядка № 687, в числе прочего, отказ в согласовании перечней участков недр местного значения, предлагаемых для предоставления в пользование, осуществляется в случае, если предлагаемый к включению в такой перечень участок недр полностью или частично предоставлен в пользование.
Следовательно, действующее законодательство не допускает возможность включения в перечень участков недр местного значения тех участков недр, которые уже предоставлены в пользование (полностью или частично) и лицензии на право пользования, которыми уже выданы федеральным органом государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования или его территориальным органом. Соответственно, изменение распорядителя недр в отношении этих участков недр не допускается.
Доводы ответчика в указанной части о том, что формирование и согласование перечня участков недр местного значения в отношении, ранее предоставленных в пользование участков недр, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, федеральным законодательством не предусмотрено, судом отклоняются, как основанные на неверном толковании положений действующего законодательства.
При изложенных обстоятельствах, ответчиком не представлено доказательств правомерности распоряжения в оспариваемой части.
Помимо этого, исходя из приведенных выше положений ст. 11 Закона о недрах, лицензия является официальным документом, разрешающим осуществление указанных в ней видов деятельности, а также определяющим условия их осуществления, то есть лицензия является ненормативным правовым актом органа государственной власти, выданным Управлением в пределах, возложенных на него действующим законодательством полномочий, который адресован конкретному лицу (пользователю недр), носит властно-распорядительный характер и влечет для лица юридические последствия в виде возникновения прав и обязанностей. Непосредственно эти права и обязанности закреплены в условиях пользования недрами, являющихся составными частями (приложениями), выданных лицензий.
Исходя из закрепленного в п. 3 ст. 11 Конституции Российской Федерации принципа разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, Минприроды Оренбургской области, как орган государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на территории Оренбургской области, не наделен правом вносить изменения в ненормативные правовые акты, вынесенные Управлением, как территориальным органом федерального органа государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования.
Таким образом, распоряжение № 2540-р в оспариваемой части вынесено Министерством с превышением предоставленных ему полномочий.
Как следует из абзаца 1 части 1 статьи 52, части 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, если полагает, что оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оспариваемые положения п. п. 9 - 25 приложения № 1 к распоряжению № 2540-р не соответствуют приведенным выше положениям законодательств и нарушают публичные интересы Российской Федерации, осуществляющей владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр в пределах территории Российской Федерации в интересах народов, проживающих на соответствующих территориях, и всех народов Российской Федерации (ст. 2 Закона о недрах), в связи с чем, прокурор обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением в пределах своих полномочий.
Согласно ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом изложенного, пункт 1 распоряжения Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области № 2540-р от 22.10.2012 "О лицензировании пользования недрами" в части внесения изменений в условия пользования участками недр местного значения, указанных в пунктах с 9 по 25 приложения № 1 следует признать недействительным в порядке ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Установленный ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ срок на обжалование заявителем соблюден.
При таких обстоятельствах требование заявителя подлежит удовлетворению.
Поскольку заявитель и ответчик в силу пп. пп. 1, 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, то государственная пошлина по делу взысканию не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

решил:

1. Требование, заявленное заместителем прокурора Оренбургской области, удовлетворить.
Признать недействительным пункт 1 распоряжения Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области № 2540-р от 22.10.2012 "О лицензировании пользования недрами" в части внесения изменений в условия пользования участками недр местного значения, указанных в пунктах с 9 по 25 приложения № 1.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Челябинск) в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Оренбургской области.

Судья
Е.Г.ЦЫПКИНА


------------------------------------------------------------------