Решение Совета депутатов муниципального образования Новоорский район Оренбургской области от 23.05.2013 N 261 "Об утверждении Положения о муниципальных правовых актах муниципального образования Новоорский район Оренбургской области"
СОВЕТ ДЕПУТАТОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НОВООРСКИЙ РАЙОН ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
третьего созыва
РЕШЕНИЕ
от 23 мая 2013 г. № 261
Об утверждении Положения о муниципальных правовых актах
муниципального образования Новоорский район
Оренбургской области
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 20 Устава муниципального образования Новоорский район Оренбургской области Совет депутатов муниципального образования Новоорский район
РЕШИЛ:
1. Утвердить Положение о муниципальных правовых актах муниципального образования Новоорский район Оренбургской области согласно приложению.
2. Признать утратившим силу решение Совета депутатов от 29.01.2008 № 159 "Об утверждении Положения о муниципальных правовых актах муниципального образования "Новоорский район".
3. Настоящее решение вступает в силу со дня его подписания.
4. Контроль за исполнение данного решения возложить на постоянную комиссию по бюджету и местному самоуправлению.
Глава
муниципального образования
Новоорский район
Оренбургской области
В.Н.КАРАУЛОВ
Председатель
Совета депутатов
муниципального образования
Новоорский район
Оренбургской области
А.Е.НЕДОРЕЗОВ
Приложение
к решению
Совета депутатов
муниципального образования
Новоорский район
Оренбургской области
от 23 мая 2013 г. № 261
ПОЛОЖЕНИЕ
о муниципальных правовых актах муниципального образования
Новоорский район Оренбургской области
1. Общие положения
1. Настоящее Положение регулирует порядок подготовки, принятия, опубликования и систематизации муниципальных правовых актов муниципального образования Новоорский район Оренбургской области (далее - Новоорский район).
2. Настоящее Положение разработано на основании Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закона Оренбургской области от 25.12.2008 № 2694/563-IV-ОЗ "Об областном регистре муниципальных нормативных правовых актов", Устава муниципального образования Новоорский район.
3. Настоящее Положение принято в целях:
- эффективного планирования и осуществления правотворческой деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления Новоорского района;
- обеспечения соответствия принимаемых муниципальных правовых актов Новоорского района требованиям законодательства, правилам юридической техники;
- упорядочения правотворческой деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления Новоорского района и систематизации принимаемых муниципальных правовых актов;
- обеспечения представления муниципальных нормативных правовых актов Новоорского района для их включения в Регистр муниципальных нормативных правовых актов Оренбургской области.
4. В настоящем Положении используются следующие термины:
1) муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Оренбургской области, а также по иным вопросам, отнесенным Уставом Новоорского района в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер;
2) муниципальный нормативный правовой акт Новоорского района - муниципальный правовой акт, изданный в установленном порядке управомоченным органом местного самоуправления Новоорского района, содержащий (устанавливающий, изменяющий или отменяющий) правовые нормы, обязательные для неограниченного круга лиц на территории Новоорского района, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений;
3) муниципальный правовой акт Новоорского района, не имеющий нормативного характера, - муниципальный правовой акт, изданный управомоченным органом местного самоуправления либо должностным лицом местного самоуправления Новоорского района, адресованный ограниченному кругу лиц и устанавливающий, изменяющий или отменяющий права и обязанности данных лиц;
4) нормативная правовая база местного самоуправления Новоорского района - совокупность муниципальных нормативных правовых актов Новоорского района, систематизированных по разделам, установленным приложением 6 к настоящему Положению (не приводится);
5) разработчик муниципального правового акта - орган местного самоуправления Новоорского района или лицо, ответственное за разработку проекта муниципального правового акта в соответствии с утвержденным планом правотворческих работ либо в соответствии с полученным поручением;
6) должностное лицо местного самоуправления - выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления.
5. Официальное толкование муниципальных правовых актов Новоорского района осуществляется принявшими их органами и должностными лицами местного самоуправления в случае обнаружения неясностей в содержании актов, неправильной или противоречивой трактовки их применения.
Официальное толкование муниципальных правовых актов осуществляется в той же форме, в какой приняты толкуемые правовые акты, если иное не предусмотрено федеральным и (или) областным законодательством.
Органы и должностные лица местного самоуправления вправе давать официальное толкование, как по собственной инициативе, так и по запросам субъектов правотворческой инициативы путем принятия правовых актов-разъяснений.
Правовые акты официального толкования муниципальных правовых актов не имеют самостоятельного значения и применяются только вместе с разъясняемыми ими муниципальными правовыми актами. В случае изменения, дополнения или признания утратившими силу толкуемых муниципальных правовых актов принимается соответствующий правовой акт о внесении изменений, дополнений в акты официального толкования или признании их утратившими силу.
6. В процессе официального толкования муниципальных правовых актов не могут создаваться новые правовые нормы.
7. Разработка проектов муниципальных правовых актов осуществляется в плановом порядке на основании текущих (ежеквартальных) планов правотворческой работы, утверждаемых Советом депутатов муниципального образования Новоорский район Оренбургской области (далее - Совет депутатов), Главой муниципального образования Новоорский район Оренбургской области (далее - Глава района). Предложения о внесении в план правотворческой работы Совета депутатов ежеквартально вносятся субъектами правотворческой инициативы, определяемой в соответствии с Уставом Новоорского района. План правотворческой работы администрации Новоорского района формируется на основании текущих планов структурных подразделений администрации Новоорского района.
8. Система муниципальных правовых актов Новоорского района включает:
1) Устав Новоорского района;
2) нормативные и иные правовые акты, принятые Советом депутатов;
3) нормативные и иные правовые акты Администрации муниципального образования Новоорский район Оренбургской области (далее - Администрация Новоорского района);
4) правовые акты иных органов и должностных лиц местного самоуправления Новоорского района.
9. Муниципальные нормативные правовые акты принимаются в форме решений Совета депутатов, постановлений Администрации Новоорского района. Муниципальным нормативным правовым актом также является решение местного референдума.
Муниципальными нормативными правовыми актами утверждаются порядки, положения, регламенты, правила и иные правовые документы, содержащие нормы права.
10. Муниципальные правовые акты, не имеющие нормативного характера, принимаются в форме решений Совета депутатов, распоряжений Администрации Новоорского района, и приказов должностных лиц Администрации Новоорского района.
Муниципальными правовыми актами, не имеющими нормативного характера, утверждаются планы, программы, в том числе городские и отраслевые целевые программы, прогнозы, рекомендации, обращения, декларации, заявления, отчеты, концепции, законодательные инициативы в Законодательное Собрание Оренбургской области, иные правовые документы ненормативного характера, акты, устанавливающие, изменяющие либо отменяющие права и обязанности конкретных лиц (акты применения норм права).
2. Планирование правотворческой работы
и основные требования к проектам
муниципальных правовых актов
1. Разработка проектов и принятие решений Совета депутатов осуществляются в плановом порядке на основании текущих (ежеквартальных) планов правотворческой работы, утверждаемых Советом депутатов.
2. Предложения о внесении в план правотворческой работы Совета депутатов ежеквартально вносятся субъектами правотворческой инициативы, определяемыми в соответствии с Уставом Новоорского района.
Планы правотворческой работы Администрации Новоорского района формируются на основании текущих планов работы структурных подразделений аппарата и органов Администрации Новоорского района.
3. В случаях, предусмотренных законодательством либо муниципальным правовым актом, при разработке проекта муниципального правового акта учитываются результаты публичных слушаний по данному проекту.
4. Для подготовки проекта муниципального правового акта могут создаваться рабочие группы, в том числе с привлечением экспертов, общественных советов и иных совещательных (консультативных) органов как на безвозмездной, так и на платной основе.
5. В случаях, предусмотренных законодательством, проекты муниципальных нормативных правовых актов подлежат антикоррупционной экспертизе в соответствии с законодательством и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Новоорского района.
6. Проект муниципального правового акта должен:
1) соответствовать требованиям законодательства РФ;
2) содержать правовые предписания, не выходящие за пределы полномочий органа местного самоуправления, должностного лица местного самоуправления;
3) иметь точность формулировок, исключающих возможность многозначного толкования правовых предписаний;
4) иметь структуру: быть разделенным на разделы, главы, статьи, пункты, подпункты, абзацы, иметь внутреннюю взаимосвязь частей, при этом пункты должны иметь сквозную нумерацию в пределах всего муниципального правового акта; при наличии приложений пункты нумеруются отдельно в каждом из приложений;
5) исключать избыточность нормативного правового регулирования, в том числе необоснованное дублирование норм федерального законодательства, законодательства Оренбургской области, муниципальных правовых актов Новоорского района;
6) соответствовать антикоррупционным стандартам;
7) иметь определенность используемых понятий; в случае, если в муниципальном правовом акте используются специальные термины и понятия, не имеющие легального определения в правовых актах более высокой юридической силы, содержать их определения;
8) быть унифицированным, единообразным по форме, способам изложения правовых предписаний, методов правового регулирования;
9) устанавливать порядок принятия решения субъектами правоприменения.
3. Порядок подготовки и принятия
муниципальных правовых актов
1. С инициативой о рассмотрении проекта решения Совета депутатов в соответствии с Уставом Новоорского района могут выступать:
1) Глава района;
2) Председатель Совета депутатов, заместитель Председателя Совета депутатов;
3) депутат Совета депутатов;
4) постоянная комиссия Совета депутатов;
5) депутатское объединение Совета депутатов;
6) прокурор Новоорского района;
7) Контрольно-ревизионная комиссия Новоорского района.
Проекты могут также вноситься органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан в порядке правотворческой инициативы граждан, в соответствии с Уставом Новоорского района.
2. Плановые вопросы вносятся лицами, на которых в соответствии с планом работы Совета депутатов на соответствующий квартал возложена ответственность за внесение данного вопроса.
Внеплановые вопросы вносятся инициаторами их внесения.
3. Субъекты права правотворческой инициативы, указанные в пункте 1 настоящей статьи, должны представить в Совет депутатов на бумажном носителе и в электронном виде, документы, в соответствии с утвержденным Регламентом Совета депутатов, перечнем.
4. При разработке проекта решения Совета депутатов составляется пояснительная записка. Пояснительная записка к проекту решения Совета депутатов включает:
1) цели разработки и принятия муниципального правового акта;
2) обоснование необходимости принятия муниципального правового акта;
3) правовые основания для разработки проекта муниципального правового акта; нормативные правовые акты, регулирующие данную сферу общественных правоотношений;
4) прогноз социально-экономических последствий принятия и реализации муниципального правового акта;
5) муниципальные правовые акты, которые требуется изменить либо признать утратившими силу в связи с принятием данного проекта;
6) финансовые потребности средств бюджета Новоорского района для реализации данного проекта в случае его принятия.
5. Проекты решений Совета депутатов до их внесения в Совет депутатов должны быть согласованы:
1) проекты решений нормативного характера - первым заместителем главы Администрации Новоорского района, заместителем главы Администрации Новоорского района, курирующим соответствующую отрасль, юридической службой, разработчиком проекта решения;
2) проекты решений, не имеющие нормативного характера, если они вносятся выборным должностным лицом Совета депутатов, должностным лицом Совета депутатов, депутатом Совета депутатов либо постоянной комиссией (комитетом), депутатским объединением Совета депутатов - заместителем Председателя Совета депутатов, юридической службой Совета депутатов, разработчиком проекта решения;
3) в случае, если принятие решения Совета депутатов предполагает бюджетное финансирование, необходимо также наличие согласования заместителя главы Администрации Новоорского района по экономическим и финансовым вопросам.
6. Согласование производится визированием на справке согласования проекта решения Совета депутатов установленного образца.
Проект решения Совета депутатов должен быть представлен по установленной форме.
7. Проект решения Совета депутатов должен быть внесен в Совет депутатов не позднее 15 дней до очередного или не позднее 3 дней до внеочередного заседания Совета депутатов.
8. Порядок рассмотрения проекта решения Совета депутатов, после его внесения, регулируется Регламентом Совета депутатов.
9. Председатель Совета депутатов, в пределах своих полномочий, установленных Уставом Новоорского района и решениями Совета депутатов в соответствии с законодательством, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности Совета депутатов и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции Уставом Новоорского района в соответствии с федеральными законами.
10. Глава Новоорского района в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Оренбургской области, Уставом Новоорского района, нормативными правовыми актами Совета депутатов, издает постановления Администрации Новоорского района по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Оренбургской области, а также распоряжения Администрации Новоорского района по вопросам организации деятельности Администрации Новоорского района.
11. Руководители отраслевых (функциональных) органов Администрации Новоорского района, действующие на правах юридического лица и на основе единоначалия, в соответствии с Уставом Новоорского района для решения основных оперативных задач издают приказы.
12. Порядок подготовки, согласования и принятия муниципальных правовых актов Администрации Новоорского района устанавливается нормативными актами по делопроизводству в Администрации Новоорского района.
13. Внесение изменений и дополнений в муниципальный правовой акт, признание его утратившим силу производится муниципальным правовым актом равной юридической силы. При признании муниципального правового акта утратившим силу в правовом акте, его отменяющем, признаются утратившими силу все правовые акты о внесении в него изменений и дополнений в хронологическом порядке. При необходимости могут признаваться утратившими силу отдельные положения (пункты, подпункты) муниципального правового акта. Не допускается внесение изменений и дополнений в муниципальные правовые акты о внесении изменений и дополнений.
14. Основания для признания муниципального правового акта утратившим силу:
1) вступившее в законную силу решение суда;
2) противоречие правовому акту более высокой юридической силы;
3) истечение срока действия муниципального правового акта в случае, если его действие носило временный (срочный) характер;
4) иные, предусмотренные законодательством РФ основания.
15. В случае если изменения и дополнения вносились в муниципальный правовой акт неоднократно, что создает трудности в его правоприменении, необходимо изложение его в новой редакции либо признание его утратившим силу с последующим принятием нового правового акта с прежним предметом правового регулирования.
16. Муниципальные правовые акты оформляются на специальных бланках установленного образца.
17. Муниципальные правовые акты должны содержать пункты, предусматривающие:
- конкретные задания исполнителям (организациям, должностным лицам) с указанием сроков их выполнения, полные наименования организаций - исполнителей заданий;
- поручения о контроле;
- указания о признании утратившими силу предшествовавших муниципальных правовых актов либо их отдельных пунктов, если вновь принимаемый акт исключает действие ранее принятых;
- указание о снятии с контроля муниципального правового акта в случае его выполнения, или когда новый акт издается взамен ранее принятого.
Исполнители, лица, ответственные за применение норм муниципального правового акта, несут юридическую ответственность в соответствии с законодательством РФ.
4. Порядок опубликования и вступления в силу
муниципальных правовых актов
1. Акты Совета депутатов подписываются в соответствии с законодательством РФ.
2. Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
3. Официальные источники опубликования муниципальных правовых актов органов местного самоуправления Новоорского района устанавливаются решением Совета депутатов.
4. Муниципальные правовые акты, подлежащие опубликованию (обнародованию), вступают в силу со дня их официального опубликования (обнародования), если самим правовым актом и (или) законом не установлен иной порядок вступления его в силу.
5. Иные муниципальные правовые акты, в том числе акты или их отдельные положения, содержащие сведения, распространение которых ограничено федеральным законом, вступают в силу с даты их подписания.
5. Действие муниципальных правовых актов
во времени и пространстве и по кругу лиц
1. Муниципальный правовой акт действует бессрочно, если в его тексте не оговорено иное.
Временный срок действия может быть установлен для всего правового акта или его части, в этом случае в правовом акте должно быть указано, на какой срок он (или соответствующая его часть) сохраняет действие. По истечении указанного срока правовой акт автоматически утрачивает силу. До истечения установленного срока орган местного самоуправления, должностное лицо местного самоуправления, издавшие правовой акт, могут принять решение о продлении действия правового акта на новый срок или о придании ему бессрочного характера путем внесения изменения в данный правовой акт.
2. Действие муниципальных нормативных правовых актов в пространстве и по кругу лиц распространяется на деятельность расположенных на территории Новоорского района предприятий, учреждений и организаций, независимо от организационно-правовых форм, их должностных лиц, органов и должностных лиц местного самоуправления Новоорского района, населения Новоорского района.
Действие муниципальных правовых актов ненормативного (индивидуального) характера распространяется на указанных в них лиц.
6. Порядок внесения принятых нормативных правовых актов
в Областной регистр муниципальных нормативно-правовых актов
1. Решения Совета депутатов нормативного характера и постановления Администрации Новоорского района должны содержать пункт о внесении решения Совета депутатов, постановления Администрации Новоорского района в Областной регистр муниципальных нормативно-правовых актов.
2. В течение тридцати дней после принятия (подписания) нормативного муниципального правового акта ответственные должностные лица Совета депутатов, Администрации Новоорского района представляют в Правительство Оренбургской области информацию, подлежащую включению в Областной регистр муниципальных нормативно-правовых актов, на бумажных носителях, а также тексты муниципальных правовых актов в электронном виде в соответствии с законодательством РФ.
7. Порядок обжалования муниципальных правовых актов
Порядок обжалования муниципальных правовых актов установлен главами 23 и 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, главами 24 и 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 27.04.1993 № 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан".
------------------------------------------------------------------