Решение Арбитражного суда Оренбургской области от 23.10.2013 по делу N А47-9141/2013 <Требования о привлечении общества к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ за нарушение лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности удовлетворены, поскольку доказательств принятия обществом всех необходимых мер, направленных на соблюдение лицензионных требований и условий при осуществлении образовательных услуг, а также доказательств объективной невозможности исполнения действующего законодательства, материалы дела не содержат>
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 23 октября 2013 г. по делу № А47-9141/2013
Резолютивная часть решения объявлена 23 октября 2013 года
Полный текст решения изготовлен 23 октября 2013 года
Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Н.А. Третьякова, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ф.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Заместителя прокурора Оренбургской области А.П. Вязикова (г. Оренбург) о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Учебно-курсовой центр "Престиж", (г. Оренбург, ОГРН 1095658020809, ИНН 5609073692) к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
при участии:
от заявителя - Ф.О. (удостоверение ТО № 132605),
от лица, привлекаемого к административной ответственности, - С.Д. (доверенность от 23.09.2013 г.),
установил:
заместитель прокурора Оренбургской области А.П. Вязиков (далее - заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Учебно-курсовой центр "Престиж" (далее - общество) к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
При рассмотрении дела в открытом судебном заседании арбитражным судом установлено следующее.
Прокуратурой Центрального района г. Оренбурга 14.08.2013 г. проведена проверка соблюдения законодательства о лицензировании образовательной деятельности в отношении общества с ограниченной ответственностью "Учебно-курсовой центр "Престиж".
В ходе проверки установлено, что обществом, осуществляющим образовательную деятельность (подготовка водителей автомобилей категории "В") на основании лицензии серии РО № 023880, рег. № 95-5 от 11.05.2011 г., выданной Министерством образования Оренбургской области, допущены следующие нарушения:
1) осуществление обществом образовательной деятельности вне места (адреса), указанного в лицензии, в частности, занятия проводились по адресу: г. Оренбург, ул. Туркестанская, д. 161 на четвертом этаже здания в каб. № 1, в то время как в соответствии с лицензией образовательная деятельность должна осуществляться по адресу: г. Оренбург, ул. Аксакова, д. 8, что является нарушением пунктов 6, 9 статьи 33.1 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон об образовании от 10.07.1992 г.), подпункта "а" пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.03.2011 № 174 "Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности" (далее - Положение о лицензировании образовательной деятельности);
2) два сотрудника - мастера производственного обучения вождению водителей автотранспортных средств в нарушение пп. "г" п. 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности не имеют образовательного ценза для реализации образовательных программ;
3) несоответствие часов занятий, проведенных с обучающимися, требованиям Примерной программы подготовки водителей транспортных средств категории "В", утвержденной Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.02.2010 № 636, что является нарушением требований подп. "д" п. 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности.
В ходе проведения проверки помощником прокурора Центрального района г. Оренбурга получены объяснения от директора общества, согласно которым она признала наличие выявленных прокуратурой нарушений.
По факту выявленных нарушений и.о. прокурора Центрального района г. Оренбурга вынесено постановление от 22.08.2013 г. о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
На основании данного постановления и в соответствии с положениями 23.1 КоАП РФ, определяющими подведомственность рассмотрения дел об административных правонарушениях, заявитель обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Общество, не оспаривая факт выявленных в ходе проверки нарушений, в представленном отзыве на заявление указывает на отсутствие вины общества в совершении правонарушения, поскольку, по его мнению, инкриминируемые нарушения были допущены по причине ненадлежащего исполнения своих обязанностей заместителем директора общества Абуянчиковым А.В., а также мастерами производственного обучения вождению Балабановым А.Г. и Ильиным С.А.
Заслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса РФ установлено, что при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имелись ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Статьей 2 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено, что к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности (пункт 3 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
Пунктом 40 статьи 12 указанного Закона установлено, что образовательная деятельность подлежит лицензированию.
Статьей 3 Закона определено, что лицензионными требованиями и условиями является совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионными требованиями является совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Лицензионные требования и условия в сфере образовательной деятельности установлены Положением о лицензировании образовательной деятельности.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Положения лицензионными требованиями и условиями при осуществлении образовательной деятельности, в том числе, являются: наличие у соискателя лицензии на осуществление образовательной деятельности или лицензиата в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта, условия обеспечения обучающихся, воспитанников и работников питанием и медицинским обслуживанием), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию и реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам и соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования.
Согласно п. 6 ст. 33.1 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (здесь и далее нормы закона приводятся в редакции, действующей в момент проведения проверки) документ, подтверждающий наличие лицензии, имеет приложение, являющееся его неотъемлемой частью. В приложении к документу, подтверждающему наличие лицензии, указываются, в том числе адреса мест осуществления образовательной деятельности.
При этом переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществляется лицензирующим органом, в частности, в случае необходимости дополнения документа, подтверждающего наличие лицензии, сведениями о филиалах лицензиата, и (или) об адресах мест осуществления образовательной деятельности, и (или) об образовательных программах, изменение места нахождения лицензиата (подпункт 1 пункта 9 статьи 33.1 Закона об образовании от 10.07.1992 г.).
Аналогичные положения содержатся и в ч. 4 ст. 91 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", действующего на момент рассмотрения дела в суде.
Как следует из материалов дела, общество имеет лицензию серии РО № 023880, рег. № 95-5 от 11.05.2011 г. на право осуществления образовательной деятельности по подготовке водителей транспортных средств категории "В" по адресу: г. Оренбург, ул. Аксакова, д. 8.
Вместе с тем проверкой установлено, что 14.08.2013 г. общество проводило обучение по адресу: г. Оренбург, ул. Туркестанская, д. 161 на четвертом этаже здания в каб. № 1.
Административное правонарушение в данной части подтверждается представленными в материалы дела актом осмотра помещений, территорий, вещей, документов от 14.08.2013 г., объяснениями учеников Тлиулиева Б.Т., Потемкина Э.С., преподавателя правил дорожного движения Панферовой П.О., директора общества Абуянчиковой Е.В. от 14.08.2013 г., копией договора субаренды недвижимого имущества № 27/13 от 01.07.2013 г. и фактически не оспаривается обществом.
Доказательств соблюдения условий лицензии, либо доказательств внесения в лицензию сведения о новом адресе места осуществления образовательной деятельности обществом в материалы дела не представлено.
Согласно п. п. "г" п. 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности одним из лицензионных условий при осуществлении образовательной деятельности является наличие у лицензиата педагогических работников численность и образовательный ценз которых соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования.
В соответствии с приложением к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.10 № 761н мастера производственного обучения (инструкторы по вождению) должны иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в областях, соответствующих профилям обучения, и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы
Пунктом 9 вышеназванного приказа предусмотрена возможность назначения на соответствующие должности в порядке исключения лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, но только по рекомендации аттестационной комиссии.
Как следует из представленных в материалы дела копий трудовых книжек, трудовых договоров в трудовых отношениях с обществом на должностях мастеров производственного обучения вождению состоят Балабанов Л.Г. и Ильин С.А., имеющие среднее (общее) образование, что не соответствует требованиям, предъявляемым к занимаемой должности.
При этом, исходя из полученных объяснений директора общества Абуянчиковой Е.В., аттестация указанных работников в порядке пункта 9 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.10 № 761н на момент проведения проверки не проводилась.
Доказательств обратного в нарушение ст. 65 АПК РФ обществом не представлено, в связи с чем событие вменяемого ответчику административного правонарушения в данной части следует признать установленным и доказанным.
Кроме того, материалами дела подтверждено, что в ходе прокурорской проверки установлен факт осуществления образовательной деятельности с нарушением Примерной программы подготовки водителей транспортных средств категории "В", утвержденной Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.02.2010 № 636, а также подп. "д" п. 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности.
Так, подпунктом "д" п. 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности предусмотрено, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении образовательной деятельности является соблюдение лицензиатом установленных законодательством Российской Федерации в области образования требований к организации образовательного процесса.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.06.2010 г. № 636 утверждена Примерная программа подготовки водителей транспортных средств категории "B" (далее по тексту - Примерная программа).
Согласно общим положениям примерной программы "Примерная программа подготовки водителей транспортных средств категории "B" представляет собой минимум требований к результатам и содержанию подготовки и является основой для разработки рабочих программ, утверждаемых организациями, осуществляющими подготовку водителей.
В учебном плане Примерной программы установлено, что программа подготовки водителей транспортных средств категории "B" включает в себя 76 теоретических часов и 30 практических часов (всего 106 часов). Вождение проводится вне сетки учебного времени в объеме 50 часов, из них 6 часов на тренажере. При отсутствии тренажера - 50 часов на транспортном средстве.
Таким образом, вождение является неотъемлемой частью обязательной программы обучения, минимум требований к результатам и содержанию занятий по которой предусмотрен в примерной программе. Учебный план и программа обучения, разработанная образовательной организацией и применяемая ею в учебном процессе, должны содержать установленные Приказом от 18.06.2010 № 636 минимальные требования к процессу обучения.
Между тем, в ходе прокурорской проверки установлено, что в нарушение вышеуказанных требований в обществе не в полном объеме выполняется практическая часть занятий, а именно при обучении водителей на транспортных средствах категории "В" учебный план вождения выполняется в объеме менее 50 часов.
Административное правонарушение в данной части подтверждается представленными в материалы дела копиями карточек учета вождения автомобиля, путевых листов, письма ГИБДД УМВД России по Оренбургской области от 15.08.2013 г. и, более того, не оспаривается обществом.
В соответствии со ст. 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность.
Согласно части 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч рублей до сорока тысяч рублей.
Частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от 40 тысяч до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. В примечании к статье указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Объективную сторону вменяемого обществу правонарушения по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях образует осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований.
Пунктом 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности установлено, что осуществление образовательной деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а", "б" и "г" пункта 5 Положения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в ходе проверки в отношении общества одновременно выявлены факты, которые Положением о лицензировании образовательной деятельности определены как "осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией" (нарушение пп. "д" п. 5 Положения) и "осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией" (нарушение пп. "а", "г" п. 5 Положения). Прокурором было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, что не противоречит ст. 4.4 КоАП РФ.
Факт совершенных обществом нарушений требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области лицензируемого вида деятельности, указанных в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, подтверждается материалами дела и обществом не опровергнут. Доказательств обратного в нарушение ст. 65 АПК РФ не представлено.
В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Таким образом, обязательным элементом состава административного правонарушения является вина лица в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае вина общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, заключается в несоблюдении требований законодательных и нормативных актов, а также лицензионных требований и условий при оказании услуг в области образовательной деятельности.
Доказательств принятия обществом всех необходимых мер, направленных на соблюдение лицензионных требований и условий при осуществлении образовательных услуг, а также доказательств объективной невозможности исполнения действующего законодательства материалы дела не содержат.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что вина общества в совершении вменяемого административного правонарушения установлена и подтверждена соответствующими доказательствами.
При этом вина общества в совершении вменяемого административного правонарушения выразилась в том, что, получив лицензию на осуществление образовательной деятельности, общество приняло на себя обязательства по соблюдению требований и условий такой деятельности.
Довод же о том, что вменяемые нарушения были допущены по вине должностных лиц (заместителя директора общества Абуянчиковым А.В., а также мастерами производственного обучения вождению Балабановым А.Г. и Ильиным С.А.), судом во внимание не принимается.
Неисполнение работником юридического лица трудовых обязанностей свидетельствует об отсутствии надлежащего контроля юридического лица за исполнением его работником своих трудовых обязанностей, непринятии юридическим лицом исчерпывающих, зависящих от него мер по обеспечению соблюдения его работниками норм действующего законодательства. Кроме того, наличие вины должностных лиц не свидетельствует об отсутствии вины юридического лица, поскольку вина юридического лица выражается, в том числе в действиях лиц, действующих от его имени.
Исходя из позиции определения Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 г. № 244-О следует, что вина юридического лица проявляется в виновном действии (бездействии) соответствующих лиц, действующих от его имени и допустивших нарушение действующего законодательства.
Доказательств осуществления со стороны юридического лица контроля за действиями его должностных лиц в части соблюдения последними требований законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности, в материалах дела не имеется и суду обществом в нарушение ст. 65 АПК РФ не представлено.
Данные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащем исполнении обществом обязанностей по обеспечению своей деятельности, соответственно, о вине общества в нарушении требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области лицензируемого вида деятельности.
При таких обстоятельствах, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи с позиций ст. ст. 65 - 71 АПК РФ, суд приходит к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка производства по делу об административном правонарушении судом не установлено, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено в присутствии законного представителя общества, которому были разъяснены все права и обязанности, установленные ст. 51 Конституции РФ, ст. 25.1 КоАП РФ, была предоставлена возможность ознакомиться с содержанием вышеуказанного постановления. По факту выявленного нарушения ответчиком были представлены письменные объяснения.
Срок давности привлечения к административной ответственности, исчисленный в соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ на момент рассмотрения дела об административном правонарушении не истек.
В соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что Кодекс допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя - физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, на основании ст. 4.2 КоАП РФ суд признает факт привлечения общества к административной ответственности впервые (доказательств обратного заявителем в материалы дела не представлено).
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судом не установлено.
При таких обстоятельствах суд считает, что привлечением общества к административной ответственности в виде штрафа в минимальном размере, установленном ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, - сорока тысяч рублей будут достигнуты цели административного наказания по предупреждению совершения новых правонарушений, по смыслу ст. 3.1 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 202, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Заявление Заместителя прокурора Оренбургской области А.П. Вязикова удовлетворить.
2. Привлечь общество с ограниченной ответственностью "Учебно-курсовой центр "Престиж" (ОГРН: 1095658020809, ИНН: 5609073692, юридический адрес: 460051, г. Оренбург, пр-кт Гагарина, д. 56, кв. 184 зарегистрировано в качестве юридического лица 15.09.2009 г. Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 10 по Оренбургской области) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначив наказание в виде штрафа в размере 40 000 (сорок тысяч) рублей.
3. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Учебно-курсовой центр "Престиж" (ОГРН: 1095658020809, ИНН: 5609073692, юридический адрес: 460051, г. Оренбург, пр-кт Гагарина, д. 56, кв. 184 зарегистрировано в качестве юридического лица 15.09.2009 г. Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 10 по Оренбургской области) в доход бюджета штраф в размере 40 000 (сорок тысяч) рублей.
Штраф в соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления решения о наложении административного штрафа в законную силу, по следующим реквизитам:
получатель - Управление федерального казначейства по Оренбургской области (прокуратура Оренбургской области),
ИНН 5610043893,
КПП 561001001,
ОКАТО 53401000000
ГРКЦ Банка России по Оренбургской области
Расчетный счет 40101810200000010010
БИК 045354001
КБК 415 116 90010 01 6000 140
Квитанция об уплате штрафа (ее копия) подлежит направлению в Арбитражный суд Оренбургской области с обязательным указанием номера дела.
Решение направить судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке ч. 4.2 ст. 206 АПК РФ, ст. 32.2 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме). Жалобы подаются через Арбитражный суд Оренбургской области.
Судья
Н.А.ТРЕТЬЯКОВ
------------------------------------------------------------------