По датам

2013

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Протест Прокуратуры Оренбургской области от 09.10.2013 N 7-3-45-2013 "На пункт 2 приложения к постановлению Правительства Оренбургской области от 17.04.2009 N 161-п "



ПРОКУРАТУРА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРОТЕСТ
от 9 октября 2013 г. № 7-3-45-2013

На п. 2 приложения к постановлению Правительства
Оренбургской области от 17.04.2009 № 161-п (в редакции
постановления Правительства Оренбургской области
от 14.12.2012 № 1057-п)

Губернатору -
председателю Правительства
Оренбургской области
Бергу Ю.А.

Постановлением Правительства Оренбургской области от 17.04.2009 № 161-п "Об утверждении порядка добычи общераспространенных полезных ископаемых, строительства подземных сооружений, а также устройства и эксплуатации бытовых колодцев и скважин собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков на территории Оренбургской области" (в редакции постановления Правительства Оренбургской области от 14.12.2012 № 1057-п) утвержден Порядок добычи общераспространенных полезных ископаемых, строительства подземных сооружений, а также устройства и эксплуатации бытовых колодцев и скважин собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков на территории Оренбургской области (далее - Порядок добычи).
Отдельные положения указанного нормативного правового акта подлежат приведению в соответствие с федеральным законодательством по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 9 части 4 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относятся установление Порядка пользования участками недр местного значения.
На основании пункта "в" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации и статьи 1.2 Закона о недрах вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 1.1. Закона о недрах следует, что субъекты Российской Федерации принимают свои законы и иные нормативные правовые акты в целях регулирования отношений недропользования в пределах своих полномочий.
В соответствии со статьей 19 Закона о недрах порядок добычи общераспространенных полезных ископаемых собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков устанавливается соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, нормативный правовой акт принят Правительством Оренбургской области в пределах полномочий, предоставленных ему действующим законодательством.
Однако в силу статьи 76 Конституции Российской Федерации и части 3 статьи 1.1 Закона о недрах законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам местного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В пункте 2 Порядка добычи дается определение "своих нужд", под которым понимаются нужды без права передачи и использования третьими лицами (в том числе на безвозмездной основе), а также без права использования добытого минерального сырья на производственные и технологические цели, связанные с получением прибыли.
В соответствии с положениями ст. ст. 40, 41 и 43 Земельного кодекса Российской Федерации собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено настоящим Кодексом, федеральными законами.
Таким образом, законодатель предоставил лицам, которые пользуются земельными участками на законных основаниях, право осуществлять добычу общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся на земельном участке, для своих нужд по своему усмотрению.
Анализ пункта 2 Порядка добычи свидетельствует о том, понятием "своих нужд" фактически установлен субъектный состав собственников земельных участков и других перечисленных лиц, которые могут осуществлять добычу, строительство, устройство и эксплуатацию без каких-либо дополнительных условий и ограничений, при этом исключив из числа указанных выше субъектов лиц, результаты деятельности которых связаны с использованием общедоступных полезных ископаемых в коммерческих целях, в том числе для производственных нужд, в технологических целях, влекущих получение прибыли.
Исходя из положений норм Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе статей 2, 23, 50, в ряд лиц, исключенных пунктом 2 Порядка добычи, попадают субъекты предпринимательской деятельности - юридические лица (организации) и индивидуальные предприниматели, деятельность которых направлена на систематическое получение прибыли.
При этом использование субъектами предпринимательской деятельности общедоступных полезных ископаемых в коммерческих целях, в том числе для производственных нужд, в технологических целях, влекущих получение прибыли, (по пункту 2 Порядка добычи), не может считаться использованием для собственных нужд, так как конечной целью любой производственной (технологической) деятельности является получение прибыли. Использование общедоступных полезных ископаемых субъектами предпринимательской деятельности, являющимися собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельного участка, в данном случае должно осуществляться при наличии лицензии.
Согласно статье 9 Закона Российской Федерации "О недрах" в случае, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).
По общему правилу, в соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации "О недрах", предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Таким образом, пользование недрами, сопряженное с добычей в том числе общераспространенных полезных ископаемых, обусловлено наличием лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности.
Руководствуясь ст. 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",
ТРЕБУЮ:

Пункт 2 Порядка добычи общераспространенных полезных ископаемых, строительства подземных сооружений, а также устройства и эксплуатации бытовых колодцев и скважин собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков на территории Оренбургской области, утвержденного Постановлением Правительства Оренбургской области от 17.04.2009 № 161-п (в редакции постановления Правительства Оренбургской области от 14.12.2012 № 1057-п) привести в соответствие с требованиями федерального законодательства, исключив абзац 2, определяющий понятие "свои нужды".
Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления.
О результатах рассмотрения и принятых мерах сообщить в прокуратуру области в установленный законом срок.

Прокурор
Оренбургской области,
государственный советник
юстиции 2 класса
И.В.ТКАЧЕВ


------------------------------------------------------------------