Решение Арбитражного суда Оренбургской области от 26.07.2013 по делу N А47-2792/2013 <О признании недействующим постановления Правительства Оренбургской области от 12.10.2009 N 530-п "Об утверждении порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Оренбургской области" в части абзаца 3 пункта 4 Порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Оренбургской области>
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 26 июля 2013 г. по делу № А47-2792/2013
Резолютивная часть решения объявлена 11 июля 2013 года.
В полном объеме решение изготовлено 26 июля 2013 года.
Арбитражный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Карева А.Ю., судей Калашниковой А.В., Третьякова Н.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Переплетчиковой Н.В., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙМАРТ" (г. Оренбург, ОГРН 1035608451856, ИНН 5612036570),
к Правительству Оренбургской области (ОГРН 105561011010401, ИНН 5610013786)
о признании недействующим постановления Правительства Оренбургской области от 12.10.2009 № 530-п "Об утверждении порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Оренбургской области" в редакции от 12.10.2009 года, и не соответствующим статье 19 Конституции Российской Федерации, пункту 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции", Постановлению Правительства Российской Федерации № 582 от 16.07.2009 г. "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", в части абзаца 3 пункта 4 Порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Оренбургской области (требования с учетом уточнения),
с участием в деле в качестве третьего лица Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, а также при участии прокуратуры Оренбургской области.
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: Карабанова Галина Николаевна, представитель (доверенность б/н от 08.11.2012 г., постоянная);
от ответчика (Правительство): Смирнова Виктория Евгеньевна, главный специалист управления правового обеспечения и кадровой политики (доверенность № 01/22-466 от 20.05.2013 г., постоянная);
от третьего лица (Минприроды): Смирнова Виктория Евгеньевна, главный специалист управления правового обеспечения и кадровой политики (доверенность № 12-17/5240 от 06.05.2013 г., постоянная),
от прокуратуры: Филипповская Ольга Николаевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Оренбургской области (служебное удостоверение ТО № 132605 от 05.09.2012 г.),
В судебном заседании на основании ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ с 04.07.2013 г. до 11.07.2013 г.
При рассмотрении спора в открытом судебном заседании арбитражный суд
установил:
общество с ограниченной ответственностью "СТРОЙМАРТ", г. Оренбург (далее по тексту - заявитель, ООО "СТРОЙМАРТ", общество) обратилось в Арбитражный суд с заявлением к Правительству Оренбургской области (далее по тексту - заинтересованное лицо, Правительство) о признании недействующим положения абзаца 3 пункта 4 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 12.10.2009 № 530-п "Об утверждении порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Оренбургской области" в редакции от 12.10.2009 года.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области. К участию в деле также привлечена прокуратура Оренбургской области.
В ходе судебного разбирательства от представителя заявителя поступило уточнение заявленных требований, в соответствии с которым общество просит признать недействующим постановление Правительства Оренбургской области от 12.10.2009 № 530-п "Об утверждении порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Оренбургской области" в редакции от 12.10.2009 года, и не соответствующим статье 19 Конституции Российской Федерации, пункту 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции", Постановлению Правительства Российской Федерации № 582 от 16.07.2009 г. "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", в части абзаца 3 пункта 4 Порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Оренбургской области.
Суд, руководствуясь положениями ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, принимает уточнение заявленных требований. Заявление рассматривается с учетом уточнения.
Исследовав материалы дела, суд установил следующее.
На основании распоряжения № 1507-р от 28.08.2009 "О предоставлении земельного участка" Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области (далее по тексту Министерство) по договору № 07-05/7 от 08.04.2010 передало в аренду ООО "СТРОЙМАРТ" земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, с кадастровым номером 56:44:0409002:23, площадью 10 000 кв. м местоположение: Оренбургская обл., г. Оренбург, земельный участок расположен в северной части кадастрового квартала 56:44:0409002, разрешенное использование: земельные участки, предназначенные под размещение производственных зданий, для строительства производственно-технической базы (далее по тексту - участок, земельный участок).
Размер арендной платы за использование Участка установлен в размере 1 782 713 руб. в год на основании отчета независимого оценщика - ООО "Первая оценочная компания" от 04.02.2010 г. № ОЦ-09102, или 148 559,42 руб. - в месяц, или 4 884,15 руб. - в день (пункт 3.1 договора).
Дополнительным соглашением № 07-05/148 от 14.04.2011 к договору № 07-05/7 стороны изменили размер арендной платы, увеличив ее на индекс потребительских цен 105,9 %, установленный Постановлением Правительства Оренбургской области № 703-пп от 30.09.2010 г., установив ее равной 1 887 893,07 руб. в год, или 157 324, 42 руб. в месяц, или 5 172,30 руб. - в день (пункт 1.1).
Дополнительным соглашением № 07-05/350 от 04.04.2012 к договору № 07-05/7 стороны изменили размер арендной платы, увеличив ее на индекс потребительских цен 106 %, установленный Постановлением Правительства Оренбургской области № 924-пп от 27.09.2011 г., установив ее равной 2 001 166,65 руб. в год, или 166 763, 89 руб. в месяц, или 5482,65 руб. - в день (пункт 1.1).
Указанный договор и дополнительные соглашения к нему зарегистрированы в Управлении Росреестра по Оренбургской области.
Из распоряжения № 1507-р от 28.08.2009 г. следует, что участок обществу был предоставлен для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Размер арендной платы и порядок ее изменения были установлены сторонами на основании действующего на тот момент постановления Правительства Оренбургской области от 12.10.2009 № 530-п (далее по тексту оспариваемый акт) "Об утверждении порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Оренбургской области".
Оспариваемый нормативный акт был опубликован в газете "Оренбуржье" № 157 от 15.10.2009 г., и согласно его пункту 5 вступил в силу 1 января 2010 года.
Порядок, установленный постановлением № 530-п, определяет способы расчета арендной платы, а также порядок, условия и сроки ее внесения за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена на территории Оренбургской области.
Согласно положению абзаца 3 пункта 4 Порядка (в его первоначальной редакции) размер арендной платы земельного участка устанавливается по результатам рыночной оценки в случае предоставления земельного участка для целей строительства в населенных пунктах независимо от способа предоставления земельного участка, в том числе для личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома.
Одним из предусмотренных законом способов предоставления земельных участков для строительства является их предоставление с предварительным согласованием мест размещения объектов (подпункт 2 пункта 1 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации). Следовательно, действие абзаца 3 пункта 4 Порядка в редакции от 12.10.2009 г. распространяется на всех лиц, которым предоставлены участки с предварительным согласованием мест размещения объектов. Учитывая, что именно в таком порядке участок был предоставлен Обществу, в договор аренды № 07-05/7 от 08.04.2010 условие о размере арендной платы было включено сторонами договора на основании абзаца 3 пункта 4 Порядка.
Общество по договору аренды участка произвело платежи в размере 3 723 828,22 руб., что подтверждается платежными документами, представленными в дело.
Заявитель считает, что положение абзаца 3 пункта 4 Порядка в редакции от 12.10.2009 г. не соответствует принципам расчета арендной платы, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (действующее с 04.08.2009, далее - постановление № 582), в связи с чем, обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании вышеуказанного нормативного акта (отдельных его положений) не соответствующим иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и частично недействующим.
Правительство Оренбургской области не признало заявленных обществом требований, считая их безосновательными по мотивам, изложенным в отзыве и дополнениях к нему. Кроме того, ссылаясь на то, что ООО "СТРОЙМАРТ" направлено 4 заявления в Арбитражный суд Оренбургской области (о признании договора аренды № 07-05/7 от 08.04.2010 г. частично недействительным и возврате исполненного по договору аренды земельного участка; об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 56:44:0409002:23 в размере его рыночной стоимости по состоянию на 08.04.2010 г.; об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 56:44:0409002:23 в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 г.; о признании нормативного акта недействующим и возмещении убытков), утверждает, что действия ООО "СТРОЙМАРТ" фактически направлены на необоснованное уменьшение размера арендной платы по договору аренды, а не на возмещение вреда, причиненного нормативным актом, в связи с чем, предлагает суду рассмотреть возможность квалифицировать действия заявителя - арендатора как злоупотребление правом с соответствующими юридическими последствиями.
Прокуратура Оренбургской области, участвующая в рассмотрении спора, считает требования общества законными и обоснованными по мотивам, изложенным в отзыве.
Заслушав доводы представителей, участвовавших в рассмотрении спора, изучив представленные в дело документы, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Земельного кодекса РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Частью 3 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В соответствии с п. 10 ст. 3 Закона № 137-ФЗ порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, собственность на которые не разграничена, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В Оренбургской области таким органом является Правительство Оренбургской области (абзац 5 ст. 10 Закона Оренбургской области от 16.11.2002 г. № 317/64-III-ОЗ "О порядке управления земельными ресурсами на территории Оренбургской области").
Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или в муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (действующее с 04.08.2009, далее - постановление № 582).
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке.
Иными словами, принцип экономической обоснованности и запрета необоснованных предпочтений означают, что равные по стоимости или равные по доходности земельные участки должны предоставляться по равной цене.
Исключением из этого правила могут быть только случаи необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Основываясь на названных принципах, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.
Согласно подпункту "д" пункта 3 Правил, утвержденных постановлением № 582, арендная плата в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, предоставленных в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, составляет 2 % от кадастровой стоимости земельного участка, кроме случаев, предусмотренных подпунктами "а" - "г".
Вышеуказанный способ определения арендной платы обеспечивает застройщику предсказуемость и простоту расчета размера арендной платы, обеспечивает принцип равенства участников рынка, его прозрачность, исключает предоставление публичных земель на более выгодных условиях одним участникам рынка по сравнению с другими участниками, а фиксированность ставки арендной платы позволяет арендатору-застройщику заранее рассчитать свои финансовые возможности как на проведение строительных работ, так и на внесение арендных платежей.
Что касается довода заявителя о несоблюдении заинтересованным лицом при принятии оспариваемого акта принципа экономической обоснованности, упомянутого в Постановлении № 582, то суд считает его обоснованным, исходя из следующего.
Земельные участки на территории Оренбургской области имеют определенную кадастровую стоимость независимо от их принадлежности к частной, государственной или муниципальной собственности.
Кадастровая стоимость - это экономическая характеристика участка, учитывающая доходность или стоимость участка. Принцип экономической обоснованности размера арендной платы публичных земель не допускает положения, при котором участки одной стоимости (доходности) предоставлены в аренду по разной цене в зависимости от принадлежности к тому или иному виду государственной или муниципальной собственности.
Постановлением № 582 для земель федеральной собственности плата за земли, предоставленные для строительства по акту выбора установлена в размере 2 % от их кадастровой стоимости.
Из положения второго абзаца подпункта "в" пункта 7 Порядка, утвержденного постановлением правительства Оренбургской области от 26.07.2007 № 256-п, также следует, что размер арендной платы для земельных участков, находящихся в государственной собственности Оренбургской области, предоставленных в аренду для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов (по акту выбора) составляет 2 % от кадастровой стоимости.
Соответственно, для земельного участка, имеющего кадастровую стоимость 14 007 200 руб. максимальным размером годовой арендной платы должна является сумма в 280 144 руб., однако, Заявителю на основании оспариваемого положения он был предоставлен по цене 1 782 713 руб., то есть по цене в 6,36 раза превышающей цену, по которой аналогичный участок предоставляется арендаторам земель, принадлежащих к иной государственной собственности.
Кроме того, по мнению суда, оспариваемое положение абзаца 3 пункта 4 Порядка не соответствует принципам предсказуемости, простоты и справедливости.
Установление арендной платы в размере рыночной стоимости действующее законодательство предусматривает только в случае заключения договоров с победителями торгов. В этом случае этот метод установления размера арендной платы обоснован и понятен, поскольку целью торгов является получение за выставленный на торги участок наибольшей платы, а права участников торгов соблюдены тем, что они заранее знают условия проведения торгов.
Участки, предоставляемые в порядке с предварительным согласованием места размещения объектов, на торги не выставляются, ввиду чего данный метод установления арендной платы оправданным не представляется. Такой метод исключает предсказуемость размера платы, поскольку процедура предоставления участка по акту выбора является длительной (акт выбора действителен в течение трех лет), подразумевает несколько этапов, которые будущий арендатор обязан осуществить прежде, чем заключить договор, и результате изменения положения на рынке недвижимости размер рыночной стоимости арендной платы в момент заключения договора аренды может существенно отличаться от того размера, на который ориентировался будущий арендатор, обратившись с заявлением о предоставлении участка.
Кроме того, данный метод предписывает привлекать оценщика для определения размера арендной платы, что исключает простоту расчета платы, т.е. возможность арендатора рассчитать ее самому.
Следует также признать, что этот метод не является прозрачным, а, значит, и справедливым, поскольку отчет независимого оценщика публично не оглашается, что препятствует одному арендатору узнать условия предоставления аналогичного участка другому арендатору, и, соответственно, снижает правовые гарантии гражданина, юридического лица на предоставление равных условий использования публичных земель.
Помимо прочего, оспариваемое положение абзаца 3 пункта 4 Порядка в редакции от 12.10.2009 г. нарушает принцип запрета необоснованных предпочтений, поскольку допускает установление индивидуального размера арендной платы публичных земель.
Данная позиция общества соответствует позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в постановлении № 15837/11 от 17.04.2012 г., согласно которой принципы, установленные в Постановлении № 582, являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
При этом принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.
Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в постановлении № 15837/11 от 17.04.2012 г. также определил, что нормативные акты публичных образований, устанавливающие ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, включая участки, государственная собственность на которые не разграничена, либо устанавливающие методики и формулы расчета арендной платы за эти участки или отдельные элементы (величины, коэффициенты и т.п.) таких методик и формул, с учетом правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.01.2012 № 10034/11, могут быть обжалованы в арбитражный суд в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса и правилами главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе и по мотивам их несоответствия вышеуказанным принципам.
Согласно пункту ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса (ст. 13 ГК РФ).
При расчете подлежащих уплате арендных платежей общество обоснованно, по мнению суда, исходило из следующего.
Согласно абзацу 5 пункта 10 статьи 3 Федерального закона № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Следовательно, правом устанавливать размер арендной платы за земли Оренбургской области, государственная собственность на которые не разграничена, обладают органы государственной власти Оренбургской области.
Между тем, необходимо признать обоснованность правовой позиции заявителя, касающейся того, что эти полномочия они могут осуществлять в соответствии с принципами, установленными в постановлении Правительства РФ № 582 и в пределах размеров тех ставок, которые установило Правительство Российской Федерации в отношении отдельных земель федеральной собственности, а также ставок, установленных федеральным законодательством для сдачи в аренду публичных земель.
Согласно положению абзаца 5 пункта 4 Порядка постановления № 530-п от 12.10.2009 размер годовой арендной платы за земельные участки, предоставленные для строительства, государственная собственность на которые не разграничена, не может быть ниже ставки земельного налога, за исключением случаев, указанных в федеральном и областном законодательстве и в настоящем Порядке. Таким образом, Правительство Оренбургской области установило минимально возможную ставку аренды таких земель.
Из содержания абзаца 6 пункта 4 Порядка следует, что данная ставка подлежала обязательному применению в случае, если размер арендной платы, установленный в отчете независимого оценщика, в результате изменения кадастровой стоимости земельного участка, становился ниже ставки земельного налога.
Данные положения Порядка подтверждают, что с некоторых арендаторов плата за участки, предоставленные для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов, бралась в размере ставки земельного налога.
Таким образом, Общество пришло к выводу, что для расчета арендной платы в период с 08.04.2010 г. по 30.03.2013 г. оно должно применить положения абзацев 5, 6 пункта 4 Порядка постановления № 530-п.
Исходя из принципа экономической обоснованности, запрета необоснованных предпочтений, и ввиду того, что данные положения абзацев 5, 6 пункта 4 Порядка постановления № 530-п не направлены на поддержку социально значимых видов деятельности, общество, обоснованно, по мнению суда, считает, что плата за использование им участка в период с 08.04.2010 по 30.03.2013 также должна начисляться ему по ставке земельного налога.
Согласно Решению Оренбургского городского Совета от 10.10.2008 г. № 677 "О земельном налоге" (в редакции в ред. Решений Оренбургского городского Совета от 26.08.2009 № 918, от 20.04.2010 № 1067, от 24.11.2010 № 29) ставка земельного налога составляет 1,5 процента от кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков, не учтенных в пунктах 2.1 - 2.3 (п. 2.4).
Постановлением Правительства Оренбургской области от 2 марта 2012 г. № 211-п пункт 3 Порядка был дополнен подпунктом "ж", согласно которому арендная плата земельных участков, расположенных на территории городского округа г. Оренбург, предоставленных для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов, рассчитывается по ставке 3 % от кадастровой стоимости арендуемых участков.
Однако, ввиду того, что согласно пункту 2 указанного постановления его действие не распространяется на ранее возникшие правоотношения, заявитель в своем расчете обоснованно его не применил.
Что касается возражений и доводов Правительства Оренбургской области, изложенных в его отзыве от 15.04.2013 г., и дополнениях к отзыву от 10.07.2013 года, то суд считает их несостоятельными и не основанными на нормах действующего законодательства. Вывод суда основан на следующем.
Так, оспаривая положения абзаца 3 пункта 4 Порядка, утвержденного постановлением № 530-п от 12.10.2009 г., заявитель утверждает, что оно не соответствует принципам, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - постановление № 582). При этом, правилами пункта 6 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Поскольку оспариваемое положение абзаца 3 пункта 4 Порядка устанавливает способ расчета арендной платы за земли, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду под строительство объектов в порядке с предварительным согласованием места их размещения, на Правительстве лежит обязанность доказать, что именно этот способ для земель, предоставленных именно в таком порядке, обеспечит соблюдение принципов, установленных Правительством РФ в постановлении № 582.
Однако из правовой позиции Правительства явствует, что оно не только его не обосновывает, но и считает, что отсутствие обоснования применения такого способа установления арендной платы как установление ее в размере рыночной стоимости, не означает его несоответствия действующему законодательству и не нарушает прав арендаторов.
По мнению Правительства, оно вправе выбрать любой из способов определения арендной платы, и установление арендной платы в размере ее рыночной стоимости соответствует всем принципам расчета арендной платы, поскольку такой способ также предусмотрен действующим законодательством, в том числе, постановлением № 582. При этом, обосновывая довод о том, что данный способ соответствует принципу экономической обоснованности размера арендной платы, Правительство ссылается на то, что установленная в отчете независимого оценщика величина арендной платы рассчитывается в соответствии с требованиями Федерального закона № 134-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", учитывает доходность участка. Между тем, суд считает, что Правительство не учло объективный и юридически значимый факт того, что способ определения арендной платы напрямую зависит от способа предоставления земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, поэтому должен учитывать все его особенности.
Нормами Земельного кодекса РФ установлен порядок предоставления земельных участков, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства (статьи 30, 31, 32), для жилищного строительства (статьи 30.1, 30.2), для целей, не связанных со строительством (статья 34), на которых расположены здания, строения, сооружения (статья 36). При этом принципиально различные (по механизму регулирования, правовым последствиям) способы предоставления земельных участков связаны с соблюдением принципа сочетания частных интересов и интересов органов государственной власти, органов местного самоуправления, распоряжающимися земельными участками, учитывают требования действующего законодательства предоставления равного доступа участников рынка недвижимости к землям, находящимся в публичной собственности, а также учитывают принцип неразрывности земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества.
В частности, согласно пп. 3 п. 4 ст. 30 ЗК РФ порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предварительного согласования мест размещения объектов предусматривает проведение торгов (конкурсов, аукционов), которые предполагают участие в них нескольких конкурирующих между собой участников, и целью проведения торгов является получение наибольшей платы за участок. Поэтому такой способ определения первоначальной цены, как расчет рыночной стоимости аренды участка, является эффективным и экономически обоснованным.
Кроме того, правила проведения торгов предписывают изложить в публикации информацию о первоначальной рыночной цене права на аренду, окончательную цену устанавливают сами участники торгов. Помимо этого, итоговая цена торгов обязательно оглашается его участникам, что обеспечивает прозрачность и доступность информации о размере арендной платы, по которой будет предоставлен участок победителю торгов.
В данном случае порядок проведения торгов позволяет при определении арендной платы реализовать принцип недопущения необоснованных предпочтений, поскольку предоставляет равные условия для участия в торгах всем заинтересованным лицам, и принципы эффективности, прозрачности, справедливости, публичности и открытости, заложенные в Законе Оренбургской области от 16.11.2002 г. "О порядке управления земельными ресурсами на территории Оренбургской области".
Иной порядок предоставления земель установлен нормой статьи 36 Земельного кодекса РФ. Принцип неразрывности земельных участков с расположенным на нем недвижимым имуществом исключает предоставление участка с торгов, предусматривает исключительное право лицу, являющемуся собственником имущества, находящемуся на участке, на его приобретение в аренду или собственность.
Отсутствие конкурентов на предоставление участка в порядке, установленном ст. 36 Земельного кодекса РФ, диктует иной способ определения арендной платы, что исключает ее определение в размере рыночной. Такая плата должна быть посильной, учитывающей особенности участка (категорию, вид разрешенного использования, назначение, место расположения и т.д.).
В свою очередь способ предоставления участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов, установленный в статьях 31 - 32 Земельного кодекса РФ, также не предусматривает процедуру проведения торгов, поскольку при таком способе отсутствуют конкурирующие между собой претенденты на участок.
Учитывая, что право государственной собственности на неразграниченные земельные участки, возникает в силу закона (ст. 214 ГК РФ), а не в результате сделок или их создания как новой вещи, то есть, с учетом того, что государство не затратило денежные средства на приобретение этих земель в собственность, размер арендной платы за аренду таких земель не может быть установлен на основании отчета независимого оценщика о рыночной стоимости арендной платы, так как последний базируется либо на окупаемости затрат на приобретение, создание имущества, либо на методе сравнения стоимости аренды земельных участков, имеющих аналогичные характеристики. Сам размер платы также должен минимальным, чтобы предоставить возможность застройщику участка в срок, не превышающий срок договора аренды участка, возвести предполагаемое здание, строение, сооружение. В этой связи, довод заявителя о том, что, особенности каждого из способов предоставления участков должны быть учтены при выборе способа расчета арендной платы, признается судом законным и обоснованным.
Также обоснованным суд признает довод общества, касающийся того, что Правительство в отзыве не представило расчетов, экономически обосновывающих законность выбранного способа расчета арендной платы, и не обосновало, почему при установленном Земельным кодексом РФ едином порядке предоставления публичных земель для строительства (с предварительным согласованием места размещения объекта) в той же местности (на территории города Оренбурга), оно установило размер арендной платы по ставке 2 % от кадастровой стоимости земельного участка (второй абзац подпункта "в" пункта 7 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 26.07.2007 № 256-п) в отношении земель, находящихся в собственности Оренбургской области, а для земель, государственная собственность на которые не разграничена, в первоначальной редакции постановления № 530-п от 12.10.2009 установило плату в размере рыночной стоимости арендной платы, в настоящее время - 3 % от кадастровой стоимости. Кроме того, по мнению суда, Правительством неверно истолкованы разъяснения Президиума ВАС РФ, изложенные в постановлении № 15837/11 от 17.04.2012 г., о недопустимости дифференциации размера арендной платы земель, находящихся в одном населенном пункте, имеющих один и тот же вид разрешенного использования или вид деятельности арендатора в зависимости от статуса уполномоченного на распоряжение земель государственного органа. В данном постановлении Президиум ВАС РФ обратил внимание на то, что нормативные акты, устанавливающие размер платы за публичные земли, изданные разными органами власти, зачастую устанавливают разные ставки арендной платы за аналогичные участки, расположенные в одной и той же местности, т.е. арендная плата дифференцирована. Однако, поскольку доходность аналогичных участков одинакова, а принцип экономической обоснованности диктует условие, что арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, то утверждение разных ставок арендной платы за аналогичные участки для земель, находящихся в муниципальной, федеральной, государственной не разграниченной собственности, в собственности субъектов Российской Федерации, не соответствует принципу экономической обоснованности.
Дифференциация арендной платы в отношении земель, предоставленных для строительства по акту выбора, проявляется в установлении разных способов расчета арендной платы для земель, находящихся в собственности Оренбургской области и земель, находящихся в государственной неразграниченной собственности, что приводит к тому, что за аналогичные участки арендаторы земель государственной неразграниченной собственности уплачивают арендную плату в несколько раз превышающую плату, установленную для земель, находящихся в собственности Оренбургской области.
Также суд признает безосновательным довод Правительства, касающийся того, что реализация принципа простоты расчета арендной платы не исключает возможности применения такого способа расчета арендной платы, как рыночная оценка. Обосновывая указанный довод, Правительство указывает на то, что такое требование законодательно не предусмотрено.
Между тем, принцип простоты расчета арендной платы установлен в постановлении № 582 и состоит в том, что любой арендатор без посторонней помощи может произвести расчет платы. В нарушение указанного принципа Правительством избран способ расчета арендной платы, требующий привлекать для этого специалистов, обладающими специальными знаниями.
Также неверно, по мнению суда, Правительством толкуется принцип предсказуемости размера арендной платы. Заявитель, указывая на несоответствие способа расчета арендной платы принципу предсказуемости размера арендной платы, обоснованно указывал, что заинтересованное лицо, обращаясь с заявлением о предоставлении участка лишено возможности заранее знать или предсказать размер арендной платы, поскольку он ему будет известен только после установления его оценщиком в отчете об оценке, то есть в конце процедуры предоставления участка, длящейся во времени. Причем, указанные доводы общества в ходе судебного разбирательства опровергнуты не были, при том, что ссылка Правительства на то, что за временной промежуток между датой составления отчета об оценке и датой заключения договора аренды участка вряд ли произойдут изменения в законодательстве и изменения на рынке недвижимости, не опровергает довод заявителя об отсутствии информации о размере арендной платы на начальной стадии проведения процедуры выбора участка.
Суд считает, что поскольку любой участник рынка стремится к стабильности отношений, которая достигается только в случае предсказуемости правил, регулирующих эти отношения, и предсказуемости поведения самих участников, реализация принципа предсказуемости арендной платы при данном способе предоставления участка должна состоять в том, что заинтересованное в предоставлении участка лицо, прежде, чем обратиться с заявлением о предоставлении участка в порядке с предварительным согласованием места размещения объекта, должно иметь информацию о конкретном размере арендной платы на день обращения и порядке ее изменения в будущем.
При этом максимальная предсказуемость правовых действий органов государственной власти является гарантией соблюдения принципа правовой определенности правовых актов, изданных этими органами.
Принцип предсказуемости тесно связан с принципом прозрачности расчета арендной платы, реализация которого осуществляется предоставлением любому лицу информации о размере арендной платы любого земельного участка с целью иметь возможность контролировать соблюдение органами власти принципа недопущения необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Сам принцип прозрачности реализуется через выстраивание политик, процедур и выработку практик, которые позволяют гражданам иметь доступ к информации, которой распоряжается власть (общественная или организационная), возможность использования этой информации, обеспечивает понимание ими ее и эта информация должна быть информационно насыщена и контролируема. Судом установлено, что Правительство не опровергло довод заявителя о том, что оспариваемое положение нормативного акта нарушает принципы предсказуемости и прозрачности. В отзыве Правительство указывает на то, что оспариваемое положение постановления № 530-п не нарушает принцип запрета необоснованных предпочтений, поскольку для всех арендаторов, использующих участки, находящиеся в государственной не разграниченной собственности установлен единый принцип расчета арендной платы - путем рыночной оценки стоимости арендной платы.
Довод Правительства о том, что признание судом недействующим оспариваемого положения постановления № 530-п приведет к нарушению прав публичных образований, нарушению принципа предсказуемости размера арендной платы, установления ее арендатором в ином размере "задним числом", суду представляется также безосновательным.
Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в постановлении № 15837/11 от 17.04.2012 г. указал, что нормативные акты публичных образований, устанавливающие ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, включая участки, государственная собственность на которые не разграничена, либо устанавливающие методики и формулы расчета арендной платы за эти участки или отдельные элементы (величины, коэффициенты и т.п.) таких методик и формул могут быть обжалованы в арбитражный суд в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса и правилами главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе и по мотивам несоответствия принципам, установленным в постановлении № 582.
При таких обстоятельствах, суд считает, что требования ООО "СТРОЙМАРТ" следует удовлетворить и признать недействующим постановление Правительства Оренбургской области от 12.10.2009 № 530-п "Об утверждении порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Оренбургской области" в редакции от 12.10.2009 года, и не соответствующим статье 19 Конституции Российской Федерации, пункту 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции", Постановлению Правительства Российской Федерации № 582 от 16.07.2009 г. "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", в части абзаца 3 пункта 4 Порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Оренбургской области.
Расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей, в соответствии с ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, относятся на заинтересованное лицо и подлежат взысканию с него в качестве судебных расходов.
Руководствуясь ст.ст. 49, 110, 167 - 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
решил:
1. Уточнение заявленных требований принять.
2. Заявленные Обществом с ограниченной ответственностью "СТРОЙМАРТ" (г. Оренбург, ОГРН 1035608451856, ИНН 5612036570) требования удовлетворить.
3. Признать постановление Правительства Оренбургской области от 12.10.2009 № 530-п "Об утверждении порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Оренбургской области" (в редакции от 12.10.2009 года) в части абзаца 3 пункта 4 Порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Оренбургской области, не соответствующим статье 19 Конституции Российской Федерации, пункту 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции", Постановлению Правительства Российской Федерации № 582 от 16.07.2009 г. "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" и недействующим.
4. Взыскать с Правительства Оренбургской области (ОГРН 1055610110401, ИНН 5610013786) в пользу Общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙМАРТ" (г. Оренбург, ОГРН 1035608451856, ИНН 5612036570) расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 (две тысячи) рублей.
Исполнительный лист выдать заявителю.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в Федеральный арбитражный суд Уральского округа через Арбитражный суд Оренбургской области.
Председательствующий
А.Ю.КАРЕВ
Судьи
А.В.КАЛАШНИКОВА
Н.А.ТРЕТЬЯКОВ
------------------------------------------------------------------