Постановление Администрации муниципального образования Бузулукский район Оренбургской области от 01.11.2013 N 1764-п "О внесении изменений в Постановление администрации муниципального образования Бузулукский район от 28.12.2012 г. N 2304-п "Об управлении муниципальным долгом Бузулукского района"
АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БУЗУЛУКСКИЙ РАЙОН ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 ноября 2013 г. № 1764-п
О внесении изменений в Постановление
администрации муниципального образования
Бузулукский район от 28.12.2012 г. № 2304-п
"Об управлении муниципальным долгом Бузулукского района"
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, на основании статьи 24 Устава муниципального образования Бузулукский район и в целях организации работы по управлению муниципальным долгом Бузулукского района
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Внести в Постановление администрации муниципального образования Бузулукский район от 28.12.2012 № 2304-п "Об управлении муниципальным долгом Бузулукского района" следующие изменения:
1.1. Приложение № 1 "Концепция управления долговыми обязательствами Бузулукского района" изложить в новой редакции согласно приложению № 1 к настоящему Постановлению.
1.2. Приложение № 2 "Методика расчета долговой нагрузки на бюджет муниципального района с учетом действующих и планируемых к принятию долговых обязательств на среднесрочный период" и приложение № 3 "Методика расчета объема возможного привлечения новых долговых обязательств с учетом их влияния на долговую нагрузку бюджета муниципального района" считать утратившими силу.
1.3. Приложение № 4 "Критерии оценки муниципального долга и муниципальных заимствований Бузулукского района" изложить в новой редакции согласно приложению № 2 к настоящему Постановлению.
2. Установить, что Постановление вступает в силу после его официального опубликования.
3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя главы администрации Бузулукского района по экономическим вопросам Шапкина Е.Е.
Глава
муниципального образования
Бузулукский район
Оренбургской области
В.Ю.САДОВ
Приложение № 1
к постановлению
администрации
муниципального образования
Бузулукский район
Оренбургской области
от 1 ноября 2013 г. № 1764-п
Концепция
управления долговыми обязательствами Бузулукского района
1. Цель, принципы и основные задачи
долговой политики Бузулукского района
Управление муниципальным долгом Бузулукского района является одним из важных компонентов системы управления финансовыми средствами Бузулукского района. Эффективное управление муниципальным долгом означает не только отсутствие просроченных долговых обязательств, но и, прежде всего, создание прозрачной системы управления с использованием четких процедур и механизмов и публичного раскрытия информации о долговой политике Бузулукского района.
В рамках концепции управления долговыми обязательствами Бузулукского района (далее - концепция) под долговой политикой Бузулукского района понимается процесс разработки и практической реализации стратегии управления муниципальными заимствованиями Бузулукского района в целях поддержания объема долга на экономически безопасном уровне, минимизации стоимости его обслуживания и равномерного распределения во времени связанных с долгом платежей.
Основной целью управления муниципальным долгом является обеспечение исполнения расходных обязательств Бузулукского района в полном объеме по более низкой стоимости на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Принципами долговой политики Бузулукского района являются:
- сохранение объема долговых обязательств Бузулукского района на экономически безопасном уровне;
- полнота и своевременность исполнения долговых обязательств Бузулукского района;
- сокращение стоимости обслуживания долга;
- прозрачность управления долгом и доступность информации о долге.
Основными задачами управления муниципальным долгом являются:
- повышение эффективности муниципальных заимствований Бузулукского района (далее - заимствование);
- оптимизация структуры долга с целью минимизации его обслуживания;
- сокращение рисков, связанных с осуществлением заимствований;
- совершенствование учета и отчетности по обслуживанию долга и обеспечение раскрытия информации о долге.
2. Планирование прямых и условных обязательств
Разработка программы заимствований и программы предоставления муниципальных гарантий на очередной год и плановый период осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Решением Совета депутатов муниципального образования Бузулукский район "Об утверждении Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании Бузулукский район" и настоящей концепцией.
Финансовый отдел администрации Бузулукского района на основе прогноза социально-экономического развития и показателей проекта бюджета муниципального района на очередной финансовый год и плановый период разрабатывает проект программы муниципальных заимствований Бузулукского района и проект программы муниципальных гарантий.
Процесс планирования муниципального долга Бузулукского района, включая условные обязательства, состоит из двух этапов:
I этап - планирование расходов на погашение и обслуживание действующих долговых обязательств Бузулукского района;
II этап - планирование объемов вновь привлекаемых прямых и условных обязательств.
Основной целью планирования погашения и обслуживания уже имеющегося долга является оценка возможности его погашения за счет доходов бюджета муниципального района в планируемом финансовом году.
При планировании вновь привлекаемых прямых обязательств и принятия условных обязательств должны быть соблюдены следующие ограничения на:
- объемы обязательств и расходы по их обслуживанию, установленные законодательством Российской Федерации;
- величину расходов по обслуживанию и погашению прямых обязательств и ожидаемой ответственности по условным обязательствам исходя из долговой емкости бюджета муниципального района для новых заимствований.
К прямым обязательствам относятся долговые обязательства, определенные статьей 100 Бюджетного кодекса Российской Федерации, за исключением муниципальных гарантий. Условные обязательства - это обязательства Бузулукского района по предоставленным муниципальным гарантиям, то есть обязательства, выплаты по которым могут возникнуть в будущем при наступлении заранее оговоренных обстоятельств.
Исходной информацией для планирования прямых и условных обязательств являются:
- прогноз доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета муниципального района (за исключением заимствований);
- потребность в предоставлении муниципальных гарантий Бузулукского района, определяемая на основе приоритетов муниципальной экономической политики Бузулукского района;
- информация о существующих прямых и условных обязательствах Бузулукского района.
Финансовый отдел администрации Бузулукского района на основе исходной информации определяет:
- необходимые и возможные объемы привлечения долговых обязательств;
- прогноз возможного объема предоставления гарантий Бузулукского района в соответствии с программой предоставления муниципальных гарантий Бузулукского района;
- структуру муниципального долга в рамках подготовки проекта бюджета муниципального района на очередной финансовый год и плановый период и разрабатывает в соответствии с ограничениями, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации, критериями оценки муниципального долга и муниципальных заимствований Бузулукского района, утвержденными Постановлением администрации района, проект программы заимствований на очередной финансовый год и плановый период.
Результатом планирования прямых и условных обязательств являются:
- проект программы муниципальных гарантий Бузулукского района, который представляет собой перечень действующих и предоставляемых муниципальных гарантий Бузулукского района, а также объем ассигнований на исполнение муниципальных гарантий на очередной финансовый год и плановый период;
- проект программы муниципальных внутренних заимствований Бузулукского района на очередной финансовый год и плановый период, представляющий собой перечень всех внутренних заимствований муниципального образования Бузулукский район с указанием объема привлечения и объема средств, направляемых на погашение основной суммы долга, по каждому виду заимствований.
Проект Решения Совета депутатов муниципального образования Бузулукский район о бюджете муниципального района на очередной год и плановый период выносится на Совет депутатов муниципального образования Бузулукский район и содержит проекты программ муниципальных внутренних заимствований и муниципальных гарантий Бузулукского района на очередной финансовый год и плановый период, а также устанавливает:
- предельный объем муниципального долга Бузулукского района на очередной финансовый год и каждый год планового периода;
- верхний предел муниципального долга Бузулукского района по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом и каждым годом планового периода;
- верхний предел долга по муниципальным гарантиям Бузулукского района по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом и каждым годом планового периода;
- объем расходов на обслуживание муниципального долга Бузулукского района на очередной финансовый год и каждый год планового периода.
Предельные объемы выпуска муниципальных ценных бумаг Бузулукского района по номинальной стоимости на очередной финансовый год и каждый год планового периода устанавливаются Советом депутатов муниципального образования Бузулукский район в соответствии с верхним пределом муниципального долга Бузулукского района, установленным Решением Совета депутатов о бюджете муниципального района.
3. Основные долговые инструменты Бузулукского района
Основными долговыми инструментами, имеющими перспективное значение для развития системы управления муниципальным долгом Бузулукского района, являются:
- кредиты от кредитных организаций;
- муниципальные гарантии Бузулукского района;
- бюджетные кредиты из областного бюджета.
3.1. Кредиты от кредитных организаций
Одним из инструментов финансирования дефицита бюджета и погашения долговых обязательств Бузулукского района являются кредиты от кредитных организаций (далее - кредиты).
Среди кредитов от кредитных организаций выделяют кредиты на срок и кредитные линии (возобновляемые и невозобновляемые).
Кредиты на краткосрочный период привлекаются на покрытие кассового разрыва, возникающего в ходе исполнения бюджета муниципального района; на среднесрочный и долгосрочный период - для покрытия дефицита бюджета и погашения долговых обязательств.
Вышеуказанные мероприятия осуществляются в целях обеспечения своевременного и качественного исполнения действующих социально-экономических обязательств Бузулукского района, реализации инициатив, направленных на повышение качества жизни населения района.
3.2. Муниципальные гарантии Бузулукского района
Предоставление муниципальных гарантий Бузулукского района является одной из форм поддержки инвестиционной деятельности в Бузулукском районе и реализации проектов, не имеющих инвестиционной составляющей. Порядок предоставления муниципальных гарантий регулируется Решением Совета депутатов муниципального образования Бузулукский район от 22.11.2012 № 258 "Об утверждении порядка предоставления муниципальных гарантий Бузулукского района" (с учетом изменений и дополнений).
При предоставлении муниципальных гарантий особые требования предъявляются к финансовому состоянию принципалов (заемщиков), качеству инвестиционных проектов, размеру и степени ликвидности обеспечения исполнения гарантий и оформлению гарантий.
3.3. Бюджетные кредиты из областного бюджета
При необходимости используются возможности получения бюджетных кредитов из областного бюджета по причине наименьшей стоимости их обслуживания. Заемные средства в форме бюджетных кредитов из областного бюджета ограничены по объему законом об областном бюджете.
4. Осуществление муниципальных внутренних заимствований
и проведение операций с муниципальным долгом
Бузулукского района
4.1. Операции с долговыми обязательствами
Бузулукского района
В рамках исполнения бюджета муниципального района и управления муниципальным долгом Бузулукского района осуществляются следующие операции с долговыми обязательствами района:
- привлечение заемных средств;
- обслуживание долговых обязательств;
- погашение долговых обязательств, в том числе досрочное погашение долговых обязательств;
- предоставление, отзыв, исполнение муниципальных гарантий
- учет долговых обязательств.
4.2. Оперативное управление муниципальным долгом
Бузулукского района
В связи с наличием уже принятых долговых обязательств вопросы оперативного управления муниципальным долгом в целях обеспечения в дальнейшем устойчивости экономической и финансовой систем Бузулукского района приобретают особую актуальность.
Главной целью системы оперативного управления муниципальным долгом Бузулукского района следует признать сглаживание пиков долговых платежей и экономию бюджетных ассигнований, предусмотренных для обслуживания и погашения долговых обязательств.
К методам оперативного управления муниципальным долгом Бузулукского района в рамках исполнения бюджета текущего года относятся:
- корректировка сроков привлечения заемных средств, предусмотренных программой муниципальных внутренних заимствований Бузулукского района, для финансирования утвержденного объема дефицита бюджета муниципального района и погашения долговых обязательств;
- накопление средств на едином счете по учету средств бюджета муниципального района, необходимых для погашения долговых обязательств по мере возможности;
- досрочное погашение долговых обязательств;
- сокращение объема заимствований;
- использование различных инструментов заимствований.
Корректировка сроков привлечения заемных средств при условии сохранения общих параметров бюджета текущего года предусматривает их перенесение на более ранние или поздние сроки в соответствии с распределением заимствований, утвержденным кассовым планом. Критерием определения необходимости ее осуществления является реальное финансовое состояние, то есть фактическое поступление доходов и фактическое использование предусмотренных бюджетом ассигнований.
В случае временного снижения фактического поступления доходов от запланированного уровня, который может повлечь срыв в финансировании утвержденных на данный период расходов, может быть принято решение о досрочном привлечении заемных средств, предусмотренных на последующие периоды финансового года. В случае опережающего поступления запланированных доходов и (или) экономии утвержденного объема бюджетных расходов может быть принято решение о перенесении муниципальных заимствований на более поздние сроки или досрочном погашении долговых обязательств.
Корректировка сроков привлечения заемных средств может также мотивироваться складывающейся конъюнктурой на рынке заимствований, когда за счет изменения утвержденных сроков привлечения заемных средств достигается сокращение расходов по обслуживанию муниципального долга.
Накопление на едином счете по учету средств бюджета Бузулукского района средств, необходимых для погашения долговых обязательств, должно быть направлено в первую очередь на сглаживание пиковых нагрузок на бюджет муниципального района и исключение в связи с этим резкого снижения уровня финансовой обеспеченности расходов бюджета.
Накопление средств, необходимых для погашения в установленные сроки долговых обязательств Бузулукского района, может осуществляться в году, предшествующем пиковой нагрузке, а также в рамках формирования проекта бюджета года, на который она приходится. В году, предшествующем пиковой нагрузке, накопление средств может осуществляться за счет доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения бюджета муниципального района, а также за счет экономии в расходах.
Средства, накопленные в текущем финансовом году для погашения долговых обязательств Бузулукского района следующего года, могут являться составной частью свободного остатка средств на начало следующего финансового года и использоваться на погашение этих обязательств в порядке, установленном бюджетным законодательством.
В целях избежания образования на счете бюджета значительной суммы неиспользованных в ходе исполнения бюджета средств, в зависимости от суммы накапливаемых финансовых ресурсов могут корректироваться сроки привлечения заемных средств, предусмотренных программой муниципальных внутренних заимствований Бузулукского района на очередной финансовый год и плановый период. Это означает, что за счет средств, имеющихся на счете по учету средств бюджета муниципального района, осуществляется финансирование расходов текущего финансового года, а привлечение заемных ресурсов, предусмотренных на их финансирование, осуществляется в сроки, максимально приближенные к концу года или сроку исполнения долговых обязательств. Такой механизм регулирования накопления средств для погашения долговых обязательств следующего финансового года обеспечивает экономию расходов по обслуживанию долговых обязательств в текущем году. В то же время необходимо учитывать складывающуюся конъюнктуру на рынке долговых инструментов.
Досрочное погашение долговых обязательств Бузулукского района может осуществляться за счет дополнительно полученных доходов, экономии по расходам и (или) привлечения новых, более дешевых, заимствований. К досрочному погашению могут быть приняты обязательства как текущего финансового года, так и планового периода.
Сокращение объема муниципальных заимствований должно осуществляться при стабилизации финансового положения за счет получения дополнительных доходов и оптимизации утвержденных расходов. Сокращение объема муниципальных заимствований в текущем финансовом году должно рассматриваться как одна из мер снятия пиковых нагрузок по погашению долговых обязательств будущих периодов.
Использование тех или иных инструментов заимствований осуществляется в зависимости от ситуации на финансовом рынке и рассматриваемых условий заимствований.
5. Управление источниками финансирования дефицита
бюджета Бузулукского района
Оптимизация источников финансирования дефицита бюджета Бузулукского района подразумевает решение задачи по финансированию дефицита бюджета муниципального района и обеспечение стабильности финансирования расходов.
Муниципальные заимствования привлекаются не только для финансирования возникшей потребности финансирования дефицита бюджета Бузулукского района, но и в целях резервирования дополнительных средств для сглаживания пиков платежей по погашению муниципального долга.
Свободные средства бюджета муниципального района, являясь временно невостребованными для финансирования расходов, могут быть использованы на сокращение долга.
На операции досрочного погашения муниципального долга Бузулукского района необходимо накладывать ограничения, поскольку это может привести к дополнительным расходам бюджета муниципального района на погашение долга, не предусмотренным бюджетом на соответствующий финансовый год.
Досрочное погашение долга возможно в период текущего профицита и более эффективно в отношении долговых инструментов, которые погашаются в текущем финансовом году. Это позволит уменьшить расходы на обслуживание муниципального долга, особенно в отношении заимствований с высокой процентной ставкой и большой долей расходов в абсолютном значении.
6. Учет муниципальных долговых обязательств
Муниципальные долговые обязательства Бузулукского района могут существовать в виде обязательств по:
- муниципальным ценным бумагам Бузулукского района;
- бюджетным кредитам, привлеченным в бюджет Бузулукского района от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- кредитам, полученным Бузулукским районом от кредитных организаций;
- муниципальным гарантиям Бузулукского района.
В объем муниципального долга Бузулукского района включаются:
- номинальная сумма долга по муниципальным ценным бумагам Бузулукского района;
- объем основного долга по бюджетным кредитам, привлеченным в бюджет Бузулукского района от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- объем основного долга по кредитам, полученным Бузулукским районом;
- объем обязательств по муниципальным гарантиям Бузулукского района;
- объем иных (за исключением указанных) непогашенных долговых обязательств Бузулукского района.
Муниципальные долговые обязательства Бузулукского района могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 10 лет включительно).
Муниципальная долговая книга Бузулукского района (далее - долговая книга) представляет собой систему учета и регистрации всех муниципальных долговых обязательств (в том числе гарантий) Бузулукского района, их условий, а также объемов долга в разрезе всех кредиторов.
Ведение долговой книги осуществляется финансовым отделом администрации Бузулукского района.
В долговую книгу вносятся сведения об объеме долговых обязательств Бузулукского района по видам этих обязательств, о дате их возникновения и исполнения полностью или частично, формах обеспечения обязательств, а также другая информация, состав которой, порядок и срок ее внесения в долговую книгу устанавливаются постановлением администрации Бузулукского района.
В долговой книге в том числе учитывается информация о просроченной задолженности по исполнению муниципальных долговых обязательств.
Информация о долговых обязательствах муниципального образования, отраженных в долговой книге, подлежит передаче в Министерство финансов Оренбургской области. Объем информации, порядок и сроки ее передачи устанавливаются Министерством финансов Оренбургской области.
Ответственность за достоверность данных о долговых обязательствах Бузулукского района, переданных в Министерство финансов Оренбургской области, несет финансовый отдел администрации Бузулукского района.
7. Контроль за состоянием муниципального долга
Бузулукского района
В целях осуществления администрацией Бузулукского района контроля за состоянием муниципального долга области финансовый отдел администрации Бузулукского района осуществляет мониторинг состояния муниципального долга посредством:
- получения от заемщиков средств, полученных под муниципальную гарантию Бузулукского района, копий платежных документов и информации о возникновении, изменении и исполнении долговых обязательств по форме, утвержденной постановлением администрации Бузулукского района;
- получения информации о муниципальном долге от администраций поселений Бузулукского района;
- проведения совместных с соответствующими контролирующими органами проверок исполнения долговых обязательств.
Финансовый отдел администрации Бузулукского района проводит мониторинг и оценку муниципального долга, муниципальных заимствований в соответствии с нормами и требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации и Бузулукского района.
Приложение № 2
к постановлению
администрации
муниципального образования
Бузулукский район
Оренбургской области
от 1 ноября 2013 г. № 1764-п
Критерии
оценки муниципального долга
и муниципальных заимствований Бузулукского района
№ п/п
Наименование показателя
Допустимый уровень (процентов)
1.
Отношение объема муниципального долга к общему годовому объему доходов бюджета муниципального района без учета объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений
<= 100
(Для муниципального образования, в отношении которого осуществляются меры, предусмотренные пунктом 4 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации <= 50)
2.
Отношение объема расходов на обслуживание муниципального долга к объему расходов бюджета муниципального района, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
<= 15
3.
Отношение дефицита бюджета муниципального района (за вычетом объема поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности области, и снижения остатков средств на счетах по учету средств бюджета) к общему годовому объему доходов бюджета муниципального района без учета объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений
<= 10
(Для муниципального образования, в отношении которого осуществляются меры, предусмотренные пунктом 4 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации <= 5)
4.
Отношение объема заимствований к сумме, направляемой на финансирование дефицита бюджета муниципального района и (или) погашение долговых обязательств бюджета Бузулукского района
<= 100
------------------------------------------------------------------