Постановление Президиума Оренбургского областного суда от 13.05.2013 по делу N 44г-26 <Дело по иску о взыскании денежной компенсации в связи с предоставлением льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг направлено на новое рассмотрение, поскольку истец имеет право на льготу по оплате жилья с отоплением и освещением, которая до 1 января 2005 года предоставлялась медицинским работникам, а при изменении порядка реализации льгот и выплат совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия их предоставления ухудшены>
ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ПРЕЗИДИУМ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 мая 2013 г. по делу № 44г-26
м/с Трусова Е.В.
ф/с Сумкина С.Н.
Президиум Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего - Акулина О.С.,
членов президиума: Мишина Ю.В., Акулова А.И., Капустиной Н.И., Решетниковой Т.П., Сайбурхановой Р.Х., Петерс И.А.,
рассмотрев кассационную жалобу Б. на решение мирового судьи судебного участка № 2 Центрального района г. Оренбурга от 13 января 2012 года и определение Центрального районного суда г. Оренбурга от 4 апреля 2012 года по делу по иску Б. к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Оренбургский областной центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями" (далее - ГБУЗ "ОО центр СПИД") о взыскании денежной компенсации,
установил:
Б. обратилась к мировому судье с вышеназванным иском к ГБУЗ "ОО центр СПИД", указывая, что она работает в должности... в Шарлыкском филиале ГБУЗ "ОО центр СПИД" с 1 февраля 1991 года по настоящее время. Медицинские работники здравоохранения наделены правом на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением. Так, до 1 января 2005 года медицинские работники, проживающие в сельской местности, не платили за наем, отопление и освещение своего жилья. Считает, что изменения в законодательстве не могут ухудшать условий предоставления льгот и выплат медицинским работникам, проживающим в сельской местности, действующих ранее. Однако в связи с принятием Закона Оренбургской области от 12 января 2005 года № 1772/301/-III-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников областных государственных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области" она лишена льготы на бесплатное отопление и освещение ее жилья. В результате этого ей за период с 1 ноября 2008 года не возмещено за отопление и освещение... рублей, а именно: за ноябрь, декабрь 2008 года - ... рублей; за 2009 год - ... рублей; за 2010 год - ... рублей, за 6 месяцев 2011 года - ... рублей.
Истец просил суд взыскать с Учреждения компенсацию в счет возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг за период с 1 ноября 2008 года по 30 июня 2011 года в размере... рублей, расходы по уплате госпошлины в сумме... рублей, судебные издержки в виде расходов по оплате юридических услуг и получению справок в сумме... рублей.
Мировым судьей к участию в деле привлечены Министерство здравоохранения Оренбургской области в качестве третьего лица и Министерство финансов Оренбургской области в качестве соответчика.
Решением мирового судьи судебного участка № 2 Центрального района г. Оренбурга от 13 января 2012 года исковые требования Б. удовлетворены частично.
С Учреждения" в пользу Б. взыскана выплата ежемесячной денежной компенсации на частичное возмещение расходов по оплате найма жилого помещения и коммунальных услуг за период с 1 августа 2010 года по 31 декабря 2010 года в размере... рублей, расходы по оплате юридических услуг в размере... рублей, расходы по уплате государственной пошлины в сумме... рублей, а всего - ... рублей. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Министерство здравоохранения Оренбургской области от ответственности освобождено.
Определением Центрального районного суда г. Оренбурга от 4 апреля 2012 года указанное решение мирового судьи оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в Оренбургский областной суд 13 марта 2013 года, Б. просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления и принять по делу новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, ссылаясь на существенное нарушение норм материального права.
Определением судьи Оренбургского областного суда Хакимовой О.В. от 16 апреля 2013 года кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании президиума Оренбургского областного суда.
Истица Б., представители... и Министерства здравоохранения Оренбургской области, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем на основании статьи 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации президиум Оренбургского областного суда находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
В силу статьи 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Заслушав доклад судьи Оренбургского областного суда Белинской С.В., объяснения представителя Министерства финансов Оренбургской области Д., действующего по доверенности от 9 января 2013 года № 12-06, возражавшего против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, президиум Оренбургского областного суда приходит к следующему.
Законом Оренбургской области от 12 января 2005 года № 1772/301/-III-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников областных государственных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области" установлена в качестве меры социальной поддержки отдельным категориям квалифицированных работников областных государственных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области, выплата ежемесячной компенсации на частичное возмещение расходов по оплате найма жилого помещения и коммунальных услуг (компенсация) дополнительно к мерам социальной поддержки, установленным федеральным законодательством для этой категории работников в размере 120 рублей, а с 1 января 2007 года - 155 рублей в редакции Закона Оренбургской области от 10 января 2007 года 913/196-IV-ОЗ.
Согласно пункту 1 статьи 3 вышеуказанного Закона право на получение компенсации в соответствии с настоящим Законом имеют в том числе врачи, провизоры, средний медицинский и фармацевтический персонал.
Мировым судьей установлено и подтверждается материалами дела, что Б. работает в Учреждения в должности... с 1 февраля 1991 года по настоящее время (л.д. 18).
Б. и ее муж зарегистрированы и проживают по адресу: ... (л.д. 11).
Учреждение производило частичное возмещение расходов Б. в пределах... рублей в месяц. За период с ноября 2008 года по декабрь 2008 года ей выплачено... рублей, с января 2009 года по декабрь 2009 года - ... рублей, с января 2010 года по июль 2010 года - ... рублей, с января 2011 года по июнь 2011 года - ... рублей, с августа 2010 года по декабрь 2010 года выплата не производилась в связи с поздней подачей заявления на возмещение (л.д. 156).
Разрешая спор и удовлетворяя частично исковые требования, мировой судья исходил из того, что в пункте 3 статьи 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" предусмотрена возможность предоставления медицинским работникам государственной системы социальных служб, непосредственно занятым социально-медицинским обслуживанием, мер социальной поддержки в порядке и на условиях, которые предусмотрены законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации для медицинских работников государственных учреждений здравоохранения.
Действуя в пределах предоставленных ему полномочий, законодатель Оренбургской области в Законе Оренбургской области от 12 января 2005 года № 1772/301/-III-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников областных государственных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области" определил категории квалифицированных работников, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области, к числу которых отнесены как врачи, провизоры, средний медицинский и фармацевтический персонал, так и социальные работники с высшим и средним профессиональным (профильным) образованием, а также установил в качестве меры социальной поддержки выплату ежемесячной денежной компенсации на частичное возмещение расходов по оплате найма жилого помещения и коммунальных услуг. Такое правовое регулирование, направленное на создание благоприятных условий для обеспечения социальной защищенности квалифицированных специалистов, работающих в сельской местности, само по себе не может рассматриваться как нарушающее какие-либо конституционные права граждан.
С учетом того, что иных норм, устанавливающих бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением, указанным выше категориям работников федеральным законодательством не предусмотрено, мировой судья пришел к выводу об отсутствии оснований для возмещения истице расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг (отопления и освещения) в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции согласился с решением мирового судьи.
Доводы кассационной жалобы Б. заслуживают внимания по следующим основаниям.
До 1 января 2005 года врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, в силу части 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1 имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Пункт 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", утративший силу с 1 января 2012 года в связи с принятием Федерального закона от 21 ноября 2001 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", признал часть вторую статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан утратившей силу и дополнил эту статью частями четвертой, пятой и шестой, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации; те же меры для аналогичных категорий работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления.
В силу пункта 1 статьи 153 этого же Закона, в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 2 указанной статьи Закона при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 7 февраля 2008 года № 383-О-П "По жалобе граждан И. и других на нарушение их конституционных прав отдельными положениями пункта 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ", закрепленное в пункте 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ правовое регулирование - во взаимосвязи с положениями преамбулы и статьи 153 данного Федерального закона - не предполагает отмену права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), приобретенного работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 1 января 2005 года, а, напротив, обеспечивает возможность его сохранения после указанной даты. При этом органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при возможном изменении порядка и способа социальной поддержки указанной категории медицинских работников должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня их социальной защиты в жилищно-коммунальной сфере.
Из изложенного следует, что сохранение за работающими и проживающими в сельской местности медицинскими работниками организаций здравоохранения льгот в виде бесплатного пользования квартирой с отоплением и освещением после 1 января 2005 года возможно для тех из них, кто имел это право и пользовался этими льготами до указанной даты.
Ежемесячная денежная выплата в размере 155 рублей, установленная Законом Оренбургской области от 12 января 2005 года № 1772/301/-III-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников областных государственных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области", не является денежной заменой льготе, установленной частью 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1, а является дополнительной мерой социальной поддержки медицинских работников сельской местности, установленной на региональном уровне.
Из вышеизложенного следует, что Б. имеет право на льготу по оплате жилья с отоплением и освещением, которая до 1 января 2005 года предоставлялась медицинским работникам на основании части 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1.
Таким образом, выводы мирового судьи и суда апелляционной инстанции о том, что истица не относится к категории медицинских работников, обладающих правом на возмещение в полном объеме расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг (отопление и освещение) за спорный период, нельзя признать законными, поскольку они противоречат нормам материального права, подлежащим применению к данным правоотношениям сторон.
С учетом изложенного, в целях исправления допущенной судами при рассмотрении дела ошибки в применении норм материального права решение мирового судьи судебного участка № 2 Центрального района г. Оренбурга от 13 января 2012 года и определение Центрального районного суда г. Оренбурга от 4 апреля 2012 года подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение мировому судье, в ходе которого необходимо определить надлежащего ответчика и в зависимости от вновь установленных обстоятельств и в соответствии с требованиями закона разрешить спор.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум Оренбургского областного суда
постановил:
кассационную жалобу Б. на решение мирового судьи судебного участка № 2 Центрального района г. Оренбурга от 13 января 2012 года и определение Центрального районного суда г. Оренбурга от 4 апреля 2012 года по делу по иску Б. к Учреждению о взыскании денежной компенсации удовлетворить.
Решение мирового судьи судебного участка № 2 Центрального района г. Оренбурга от 13 января 2012 года и определение Центрального районного суда г. Оренбурга от 4 апреля 2012 года по делу по иску Б. к Учреждению о взыскании денежной компенсации отменить, дело направить на новое рассмотрение мировому судье судебного участка № 2 Центрального района г. Оренбурга.
Председательствующий:
О.С.АКУЛИН
------------------------------------------------------------------