По датам

2013

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Оренбургского областного суда от 25.04.2013 по делу N 3-6/2013 <Об отказе в удовлетворении требований о признании частично недействующим Закона Оренбургской области от 18.08.2011 N 400 "О внесении изменений в Закон Оренбургской области "Об организации транспортного обслуживания населения легковым такси в Оренбургской области", Закона Оренбургской области от 17.02.2010 N 3430 "Об организации транспортного обслуживания населения легковым такси в Оренбургской области">



ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 25 апреля 2013 г. по делу № 3-6/2013

Оренбургский областной суд в составе:
судьи областного суда Хакимовой О.В.,
при секретаре С.А.В.
с участием прокурора Т.А.В.
представителя Законодательного Собрания Оренбургской области - К.С.И., представителя Губернатора Оренбургской области - В.В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Единая информационная служба - Оренбуржье" (далее - ООО "ЕИС-Оренбуржье") о признании в части недействующим Закона Оренбургской области от 18 августа 2011 года № 400 "О внесении изменений в Закон Оренбургской области "Об организации транспортного обслуживания населения легковым такси в Оренбургской области", Закона Оренбургской области от 17 февраля 2010 года № 3430 "Об организации транспортного обслуживания населения легковым такси в Оренбургской области",

установил:

ООО "ЕИС-Оренбуржье" обратилось в областной суд с заявлением, указав, что общество ведет деятельность по приему заявок на поездки и продаже перевозчикам, с которыми заключены соответствующие договоры на предоставление информационных услуг (предоставление заявок).
Заявитель просил признать недействительными и недействующими пункты 6, 7, 8 статьи 5 Закона Оренбургской области № 3430 от 17 февраля 2010 года "Об организации транспортного обслуживания населения легковым такси в Оренбургской области", которыми установлено, что:
"6. Служба заказа легковых такси должна иметь следующие документы:
1) свидетельство о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя без образования юридического лица;
2) договор на информационные услуги с перевозчиками, имеющими разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.
7. Служба заказа легковых такси, имеющая самостоятельный юридический статус или включенная в состав перевозчика на правах структурного подразделения, обязана зарегистрировать принятый к исполнению заказ в журнале регистрации путем внесения в него следующей информации:
1) номер заказа;
2) дата принятия заказа;
3) дата выполнения заказа;
4) место подачи легкового такси;
5) марка легкового такси, если требованием заказчика предусматривается выбор марки легкового такси;
6) планируемое время подачи легкового такси.
8. В журнал регистрации помимо информации, указанной в части 7 настоящей статьи, может вноситься другая информация, связанная с осуществлением перевозок пассажиров и багажа легковыми такси".
Кроме того, заявитель просил признать недействующим Закон Оренбургской области № 400 от 16 августа 2011 года "О внесении изменений в Закон Оренбургской области "Об организации транспортного обслуживания населения" в части, которая вносит изменения в п. 6 статьи 5 Закона Оренбургской области № 3430 от 17 февраля 2010 года, в результате чего текст указанной статьи излагается в вышеприведенной редакции.
Заявитель считает, что указанными Законами установлены дополнительные правила и введены новые субъекты, участвующие в перевозке пассажиров, однако полномочия на это у Законодательного Собрания области отсутствовали.
Федеральным законом № 69-ФЗ от 21 апреля 2011 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в несколько законодательных актов, а также установлены правила при осуществлении перевозки пассажиров и багажа легковым такси. Этот федеральный Закон установил основные правила и требования осуществления перевозок. Полномочия по определению формы разрешений, порядку определения платы за выдачу разрешения, дубликата разрешения и порядку ведения реестра выданных разрешений были переданы исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации. По мнению заявителя, вышеуказанный перечень полномочий является исчерпывающим.
Соответственно, принимая оспариваемые нормы Законов Оренбургской области, Законодательное Собрание вышло за рамки предоставленных ему полномочий. Законодатель области не мог устанавливать дополнительные правила, ущемляющие права и устанавливающие препятствия для осуществления предпринимательской деятельности.
Федеральный закон № 69-ФЗ не содержит понятия "служба заказа легкового такси", и у субъекта права вводить такое понятие нет.
В судебное заседание представитель ООО "ЕИС-Оренбуржье" не явился, своим заявлением просил рассмотреть дело без их участия.
Представитель Законодательного Собрания Оренбургской области К.С.И. с требованиями заявителя не согласилась и представила в суд письменные возражения, которые приобщены к материалам дела.
Представитель Губернатора Оренбургской области В.В.В. в судебном заседании просил в удовлетворении требований заявителя отказать, поскольку Закон Оренбургской области "Об организации транспортного обслуживания населения легковым такси в Оренбургской области" принят в пределах компетенции и полномочий представительного органа области и соответствует федеральному законодательству.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела и заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении заявления отказать, суд приходит к следующему.
Установлено, что Закон Оренбургской области от 2 марта 2010 года № 3430/792-IV-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения легковым такси в Оренбургской области" с учетом внесенных в него изменений опубликован в установленном порядке и является нормативным правовым актом, что сторонами не оспаривалось.
В статье 1 областного Закона определено, что "Закон упорядочивает отношения, связанные с организацией обслуживания населения легковыми такси в Оренбургской области, и имеет своей целью обеспечение наиболее полного, безопасного и качественного удовлетворения потребностей населения в перевозках, добросовестной конкуренции среди перевозчиков на рынке транспортных услуг".
Абзац 12 статьи 1 оспариваемого Закона определяет под службой заказа легковых такси - юридическое лицо или индивидуального предпринимателя или структурное подразделение перевозчика, осуществляющие деятельность по приему заказов на перевозки пассажиров легковыми такси и передаче их на исполнение перевозчику.
ООО "ЕИС-Оренбуржье" ведет деятельность по приему заказов легковых такси и передаче их перевозчикам, следовательно, в соответствии с частью 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вправе в судебном порядке оспаривать вышеуказанный Закон.
Согласно пункту "б" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, в том числе в области обеспечения безопасности дорожного движения (статья 4 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"), находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" отношения, связанные с оказанием услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и не урегулированные данным Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Подпунктом 12 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что решение вопросов организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществления регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения.
В силу указанного суд считает, что оспариваемый Закон Оренбургской области принят в пределах предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий.
Суд не соглашается с утверждением заявителя, что пункты 6, 7, 8 статьи 5 Закона Оренбургской области № 3430 от 17 февраля 2010 года "Об организации транспортного обслуживания населения легковым такси в Оренбургской области" противоречат федеральному законодательству.
Заявитель ошибается, полагая, что установленные оспариваемым Законом Оренбургской области отношения регулируются лишь Федеральным законом № 69-ФЗ.
Согласно статье 787 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.
Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами и кодексами.
На основании п. 22 ст. 2 Федерального закона от 8 ноября 2007 № 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Закон № 259-ФЗ) фрахтовщик - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору фрахтования обязанность предоставить фрахтователю всю либо часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов.
В соответствии с ч. 3 ст. 31 Закона № 259-ФЗ договор фрахтования легкового такси для перевозки пассажиров и багажа может быть заключен посредством принятия к выполнению фрахтовщиком заказа фрахтователя. Порядок заключения такого договора устанавливается правилами перевозок пассажиров.
Пунктами 102 и 103 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года № 112, установлено, что перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключаемого фрахтователем непосредственно с водителем легкового такси или путем принятия к выполнению фрахтовщиком заказа фрахтователя.
Заказ фрахтователя принимается с использованием любых средств связи, а также по месту нахождения фрахтовщика или его представителя.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что вопросы перевозки пассажиров легковым такси в том числе по заказам, имеют свое регулирование федеральным законодательством.
Согласно части 6 статьи 5 областного Закона служба заказа такси должна иметь следующие документы: 1) свидетельство о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя без образования юридического лица и 2) договор на информационные услуги с перевозчиками, имеющими разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.
Первое положение основывается на нормах гражданского законодательства, так как статья 23 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает обязательную государственную регистрацию для лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.
Второе положение основано на том, что все субъекты предпринимательской деятельности осуществляют взаимодействие между собой на основании договоров. Требование областного Закона, что службы заказа такси могут заключать договор на информационные услуги с перевозчиками, имеющими разрешение, основано на требованиях Федерального закона № 69-ФЗ, поскольку перевозка пассажиров легковым такси перевозчиком, не имеющим разрешения, запрещена.
Суд не соглашается с утверждением заявителя, что федеральное законодательство не предусматривает ведение лицами, принимающими заказы на легковое такси, журналов регистрации (пп. 7 и 8 Закона Оренбургской области).
Так пункты 104 - 106 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года № 112, предписывают:
"104. Фрахтовщик обязан зарегистрировать принятый к исполнению заказ фрахтователя в журнале регистрации путем внесения в него следующей информации:
а) номер заказа;
б) дата принятия заказа;
в) дата выполнения заказа;
г) место подачи легкового такси;
д) марка легкового такси, если договором фрахтования предусматривается выбор фрахтователем марки легкового такси;
е) планируемое время подачи легкового такси.
105. В журнал регистрации помимо информации, указанной в пункте 104 настоящих Правил, может вноситься другая информация, связанная с осуществлением перевозок пассажиров и багажа легковыми такси.
106. Номер принятого к исполнению заказа сообщается фрахтователю".
Поскольку служба заказа осуществляет деятельность по приему и передачи заказов легкового такси и передаче их на исполнение перевозчику, а затем передаче информации от перевозчика пассажиру времени, месте подачи, государственном регистрационном знаке, марке и цвете кузова легкового такси (п. 107 Правил), то без нее невозможно исполнение договора фрахтования. Следовательно, служба заказа участвует в организации перевозок пассажиров легковым такси, выступает в отношениях с фрахтователем (пассажиром) как представитель фрахтовщика (перевозчика) по договору фрахтования, в соответствии с п. 103 Правил. Деятельность представителя регулируется ст. 182 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд считает необоснованными доводы заявителя, что оспариваемые нормы Закона Оренбургской области ограничивают право заявителя на занятие предпринимательской деятельностью. Эти нормы не ограничивают возможности заниматься предпринимательской деятельностью, а упорядочивают их в целях соблюдения действующего федерального законодательства. Оспариваемые нормы Закона Оренбургской области приняты в соответствии с федеральным законом и направлены на обеспечение безопасности участников дорожного движения.
Субъектам Российской Федерации предоставлено право на своей территории регулировать отношения в сфере организации транспортного обслуживания населения легковым такси.
Таким образом, оснований для признания оспариваемых заявителем норм Закона Оренбургской области недействующими и не подлежащими применению нет.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении требований ООО "Единая информационная служба - Оренбуржье" о признании в части недействующим Закона Оренбургской области от 18 августа 2011 года № 400 "О внесении изменений в Закон Оренбургской области "Об организации транспортного обслуживания населения легковым такси в Оренбургской области" и Закона Оренбургской области от 17 февраля 2010 года № 3430 "Об организации транспортного обслуживания населения легковым такси в Оренбургской области" - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации через Оренбургский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 30 апреля 2013 года.

Судья Оренбургского
областного суда
О.В.ХАКИМОВА


------------------------------------------------------------------