По датам

2013

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Постановление Президиума Оренбургского областного суда от 29.04.2013 по делу N 44Г-20 <Требования о признании незаконным бездействия главы муниципального образования по предоставлению отчета о своей деятельности удовлетворены, поскольку ответчик с момента избрания его на должность не информировал население муниципального образования о результатах своей деятельности, доказательств исполнения должностным лицом своих обязанностей перед населением муниципального образования не имеется>



ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ПРЕЗИДИУМ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 апреля 2013 г. по делу № 44Г-20

ф/с Барышникова О.Н.
с/к Васякин А.Н. (д.)
Анненкова К.К.
Салащенко О.В.

Президиум Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего - Капустиной Н.И.,
членов президиума: Мишина Ю.В., Акулова А.И., Решетниковой Т.П., Сайтбурхановой Р.Х.
рассмотрел кассационную жалобу З. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 9 января 2013 года по гражданскому делу по исковому заявлению З. о признании незаконным бездействия главы муниципального образования "ЗАТО К." Оренбургской области К.
Заслушав доклад судьи Оренбургского областного суда Белинской С.В.,

установил:

З. обратилась в суд с исковым заявлением о признании незаконным бездействия главы муниципального образования "ЗАТО К." Оренбургской области К., указывая, что он не выполняет свои обязанности по информированию населения муниципального образования не реже одного раза в полугодие о своей деятельности и ходе выполнения предвыборной программы. В связи с этим она просила обязать К. информировать население муниципального образования "ЗАТО К." Оренбургской области о своей работе за период с 16 октября 2010 года по 10 мая 2012 года через средства массовой информации - газету "Информационный Вестник ЗАТО".
Решением Ясненского районного суда Оренбургской области от 6 июля 2012 года требования З. удовлетворены в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 9 января 2013 года решение суда первой инстанции отменено и по делу вынесено новое решение, которым в удовлетворении заявления З. отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в Оренбургский областной суд 12 февраля 2013 года, З. просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 9 января 2013 года и оставить в силе решение Ясненского районного суда Оренбургской области от 6 июля 2012 года.
Определением судьи Оренбургского областного суда Имамова Ю.М. от 29 марта 2013 года кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании президиума Оренбургского областного суда.
Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем на основании статьи 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации президиум Оренбургского областного суда находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
В силу статьи 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Изучив доводы кассационной жалобы З. и проверив материалы дела, президиум Оренбургского областного суда приходит к следующему.

В своей кассационной жалобе З. указывает, что суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда, исходил из того, что глава муниципального образования "ЗАТО К." Оренбургской области К. выполнял требования части 5.1. статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года " 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" о предоставлении представительному органу муниципального образования ежегодных отчетов о результатах своей деятельности, в связи с чем отчитываться перед населением муниципального образования он не обязан.
Между тем З. в обоснование своих требований ссылалась на статью 6 Закона Оренбургской области от 12 сентября 1997 года № 130/32-ОЗ "О статусе выборного должностного лица местного самоуправления" (в редакции от 2 марта 2012 года), согласно которой выборное должностное лицо местного самоуправления не реже одного раза в полугодие отчитывается перед населением соответствующего муниципального образования о своей деятельности, ходе выполнения предвыборной программы во время встреч с ними, а также информирует население о своей работе через средства массовой информации. Глава муниципального образования в равной мере подконтролен и подотчетен перед представительным органом муниципального образования и перед населением. Невыполнение главой муниципального образования этой обязанности нарушает ее права на участие в деятельности органа местного самоуправления.
Такой довод З. заслуживает внимания.
Согласно части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В части 1 статьи 4 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что правовую основу местного самоуправления в том числе составляют федеральные законы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований.
В силу части 5 статьи 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.
По смыслу статьи 33 указанного Федерального закона право населения контролировать и получать отчет о деятельности главы муниципального образования представляет собой одну из форм осуществления местного самоуправления, которая гарантируется государством в порядке части 4 статьи 3 этого же Федерального закона.
При этом способы и формы реализации права населения муниципального образования на участие в осуществлении местного самоуправления федеральными законами не установлены. Эти вопросы регулируются законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 6 Закона Оренбургской области от 12 сентября 1997 года № 130/32-ОЗ "О статусе выборного должностного лица местного самоуправления" выборное должностное лицо местного самоуправления не реже одного раза в полугодие отчитывается перед населением соответствующего муниципального образования о своей деятельности, ходе выполнения предвыборной программы во время встреч с ними, а также информирует население о своей работе через средства массовой информации.
Устанавливая такие взаимоотношения выборного должностного лица муниципального образования с населением, областной законодатель предусмотрел по предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации дополнительные гарантии осуществления населением местного самоуправления, что действующему федеральному законодательству не противоречит.
При таких обстоятельствах положения части 5 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" подлежат применению во взаимосвязи со статьей 6 Закона Оренбургской области от 12 сентября 1997 года № 130/32-ОЗ "О статусе выборного должностного лица местного самоуправления". Указанная норма областного закона является действующей и не признавалась не соответствующей федеральному законодательству.
Кроме того, согласно части 1 статьи 57 Устава муниципального образования "ЗАТО К." Оренбургской области на территории муниципального образования действуют все гарантии прав граждан на осуществление местного самоуправления, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Оренбургской области и настоящим Уставом.
В соответствии с частью 4 статьи 32 Устава муниципального образования "ЗАТО К." Оренбургской области глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению "ЗАТО К." и Совету.
По смыслу части 5 статьи 13 Устава муниципального образования "ЗАТО К." Оренбургской области органы местного самоуправления и его должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина, а также возможность получения гражданами другой полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления в порядке, предусмотренном российским законодательством.
При этом глава муниципального образования наделен полномочиями выдвигать инициативу проведения, назначать, организовывать проведение собраний граждан для информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления, а также организовывать опубликование (обнародование) его итогов.
Разрешая заявление З., суд первой инстанции проверил соблюдение главой муниципального образования "ЗАТО К." Оренбургской области К. приведенных выше положений федерального, областного и муниципального законодательства и установил, что данное должностное лицо отчет о своей деятельности с 10 октября 2010 года, то есть с момента избрания на должность, не опубликовывало и не информировало население муниципального образования о результатах своей деятельности. В статьях "Мокрое дело", "Мокрое дело - 2", "Должно быть сатана попутал" и "Под прикрытием сатаны" в газетах "Аргументы и факты", "Южный Урал", как ошибочно полагал К., информация о его работе не содержится.
Более того, решением Ясненского районного суда Оренбургской области от 17 февраля 2012 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 2 мая 2012 года, действия главы муниципального образования К. по проведению собрания населения муниципального образования в целях дачи отчета о своей деятельности за 2011 год признаны незаконными.
Проведенный им 29 февраля 2011 года отчет перед населением таковым не является, поскольку это было запланированным отчетом перед Советом депутатов муниципального образования, а не перед населением.
Других доказательств исполнения должностным лицом своих обязанностей перед населением муниципального образования не имеется. В связи с этим решением суда требования З. правильно были удовлетворены и бездействие главы муниципального образования "ЗАТО К." Оренбургской области К. признано незаконным.
Однако суд апелляционной инстанции отменил правильное по существу решение суда, неверно применил, истолковал часть 5 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статью 6 Закона Оренбургской области от 12 сентября 1997 года № 130/32-ОЗ "О статусе выборного должностного лица местного самоуправления", а также часть 4 статьи 32 Устава муниципального образования "ЗАТО К." Оренбургской области и постановил новое решение, которым отказал З. в удовлетворении заявления.
Поскольку судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела были допущены ошибки в толковании и применении норм материального права, которые повлияли на исход дела, то апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 9 января 2013 года подлежит отмене.
При таких обстоятельствах президиум Оренбургского областного суда в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным оставить в силе решение Ясненского районного суда Оренбургской области от 6 июля 2012 года, постановленное с соблюдением всех требований действующего законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Оренбургского областного суда

постановил:

кассационную жалобу З. удовлетворить.
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 9 января 2013 года отменить.
Решение Ясненского районного суда Оренбургской области от 6 июля 2012 года по гражданскому делу по заявлению З. о признании незаконным бездействия главы муниципального образования "ЗАТО К." Оренбургской области К. оставить без изменения.

Председательствующий:
Н.И.КАПУСТИНА


------------------------------------------------------------------