По датам

2013

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Постановление Законодательного Собрания Оренбургской области от 17.04.2013 N 1500 "О специальном докладе Уполномоченного по правам человека в Оренбургской области "Соблюдение прав граждан, находящихся в психиатрических больницах Оренбургской области"



ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

пятого созыва

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 апреля 2013 г. № 1500

О специальном докладе Уполномоченного по правам человека
в Оренбургской области "Соблюдение прав граждан,
находящихся в психиатрических больницах
Оренбургской области"

Рассмотрев представленный в Законодательное Собрание области в соответствии с частью 2 статьи 12 Закона Оренбургской области "Об Уполномоченном по правам человека в Оренбургской области" специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Оренбургской области "Соблюдение прав граждан, находящихся в психиатрических больницах Оренбургской области", Законодательное Собрание области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Принять к сведению специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Оренбургской области "Соблюдение прав граждан, находящихся в психиатрических больницах Оренбургской области" (прилагается).

2. Рекомендовать Правительству Оренбургской области обратить особое внимание на проблемы, изложенные в докладе Уполномоченного по правам человека в Оренбургской области. О принимаемых мерах проинформировать Законодательное Собрание области не позднее 1 июня 2013 года.

3. Контроль за исполнением данного постановления возложить на комитет Законодательного Собрания области по здравоохранению.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Законодательного Собрания
Оренбургской области
С.И.ГРАЧЕВ





Приложение
к постановлению
Законодательного Собрания
Оренбургской области
от 17 апреля 2013 г. № 1500

Специальный доклад
Уполномоченного по правам человека
в Оренбургской области "Соблюдение прав граждан,
находящихся в психиатрических больницах
Оренбургской области"

В настоящее время состояние психического здоровья населения Российской Федерации характеризуется отрицательными показателями. По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации, за последнее время число лиц, страдающих психическими расстройствами, неуклонно растет. Основными причинами роста заболеваемости психической патологией являются неблагоприятная социально-экономическая обстановка в стране, социальная незащищенность, безработица, межнациональные и этнические конфликты, вынужденная внутренняя и внешняя миграция и другие факторы, которые способствуют развитию стрессовых и непсихотических состояний. Сюда же следует отнести имеющуюся на сегодняшний день несогласованность действий и решений органов исполнительной власти федерального и регионального уровней в области психопрофилактики и психогигиены.
На психиатрическом учете в России состоят 1,67 млн. человек. Это те, у кого выявлено психическое заболевание. Еще 2,16 млн. человек числятся как обращающиеся за консультативной помощью, которые тем не менее вынуждены ходить к психиатру. По оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), ситуация гораздо хуже: от психических расстройств страдают не менее 10 % россиян (14 - 15 млн. человек). Психические расстройства имеют около 20 % российских подростков в возрасте от 14 до 19 лет, а свыше миллиона пожилых россиян страдают от различных форм старческого слабоумия.
По данным ВОЗ, не получают помощь или лечение до 70 % россиян, страдающих от психических расстройств, а неврозы и психозы стали причиной как минимум 20 % преждевременных смертей в стране.
Уже сегодня в области отмечается рост первичной заболеваемости душевными недугами, увеличивается количество обращающихся и стоящих на диспансерном учете.
В Оренбургской области в психиатрической и психотерапевтической помощи нуждаются 52460 человек, что составляет около 2,5 процента населения. Численность пациентов, состоящих на учете на 01.01.2012, составляет 51731, из них 40 процентов - инвалиды. Большое количество пациентов-инвалидов требует реабилитации в стационарных условиях, дневном стационаре и в амбулаторной сети. Для обеспечения потребности в реабилитационных мероприятиях необходимо развитие стационарзамещающих технологий.
По результатам проверок сотрудниками аппарата Уполномоченного по правам человека в Оренбургской области условия содержания психических больных в стационарах ГБУЗ "Оренбургская областная клиническая психиатрическая больница № 1", ГБУЗ "Оренбургская областная клиническая психиатрическая больница № 2", ГБУЗ "Областная психиатрическая больница № 3" г. Орска не соответствуют санитарно-гигиеническим нормам, находятся в противоречии с Законом Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" и требуют организации необходимых мероприятий по капитальному ремонту больниц, укреплению материально-технической базы, ухода от остаточного принципа финансирования. Значительный износ оборудования в учреждениях не позволяет выполнять стандарты диагностики и лечения. Ситуация также усугубляется недостаточным количеством специалистов в учреждениях психиатрического профиля.
Закон Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" и другие нормативные правовые акты не повлекли за собой кардинальных положительных сдвигов в оказании психиатрической помощи и реализации прав граждан при ее оказании. В настоящее время можно говорить лишь о выполнении вышеуказанного Федерального закона в части применения психиатрической службой установленных юридических процедур по первичному психиатрическому освидетельствованию граждан, наблюдению психиатрами, госпитализации в психиатрический стационар и т.д. Во многом это обусловлено недостаточным вниманием региональной законодательной и исполнительной власти к данной проблеме.
Материально-техническая база больниц находится в неудовлетворительном состоянии и не соответствует санитарно-гигиеническим нормативам размещения лечебно-диагностических, служебных и вспомогательных подразделений. Так, ГБУЗ "Оренбургская областная клиническая психиатрическая больница № 1" мощностью на 550 коек расположена в центре г. Оренбурга в приспособленных зданиях старой постройки (корпус № 1 на 160 коек введен в эксплуатацию в 1909 году, имеет деревянные перекрытия и планировку палат на 16 - 18 коек, капитальный ремонт в нем проводился в 1981 году; корпус № 2 на 245 коек введен в эксплуатацию в 1975 году, капитальный ремонт в нем не проводился ни разу; 5-е отделение (геронтопсихиатрическое) построено в 1852 году, имеет узкий коридор, деревянные перекрытия, неудобную планировку палат, последний капитальный ремонт проводился в нем в 1975 году). Обеспеченность палатной площадью на 1 койку составляет в среднем до 3,2 кв. м (в детском отделении только 2 кв. м) при нормативе 6 - 7 кв. м. В палатах размещаются до 20 коек. В связи с острым дефицитом площадей в большинстве отделений больницы и диспансера не представляется возможным выделить в полном объеме необходимые помещения для дневного пребывания и отдыха больных, проведения психотерапии, трудотерапии, для свидания с родственниками и бесед с лечащим врачом, для соблюдения гигиены больных и медицинского персонала, кабинеты для специалистов, осуществляющих психосоциальную терапию и реабилитацию, и ряд других помещений общего типа, что препятствует проведению полноценной лечебно-диагностической работы и внедрению в практику лечения современных медицинских технологий.
Не имея своего помещения под диспансерное отделение, ГБУЗ "ООКПБ № 1" арендует у комитета по управлению имуществом г. Оренбурга административное здание по ул. 9 Января, 63 (трехэтажное здание постройки начала XX века, с деревянными перекрытиями, к которому не подведено горячее водоснабжение, с крутой лестницей и отсутствием лифта или специальных подъемников для маломобильных граждан). Прием пациентов ведется в 11 кабинетах, при этом в каждом кабинете - не менее чем двумя врачами различных участков, а в ряде кабинетов работают три врача одновременно. С учетом особенностей психиатрического приема беседа с больными проводится обязательно в присутствии медсестры. Зачастую в кабинете находятся одновременно 9 - 10 человек, что является не только грубым нарушением санитарных норм, но и несовместимо с принципами деонтологии и доверительности и в конечном итоге сказывается на качестве оказываемой помощи.
На территории больницы за счет средств областного бюджета с 2001 по 2007 год велось строительство амбулаторно-диагностического корпуса с психоневрологическим диспансером на 200 посещений в смену. Возведено четырехэтажное здание, вставлены пластиковые окна, проведено отопление, перекрыта крыша (расходы на строительство корпуса за период 2000 - 2007 годов составили более 27 млн. рублей). С 2008 года денежные средства на завершение строительства амбулаторно-диагностического корпуса не выделяются, в новом здании происходит разрушение стен и фасада. Новый корпус значительно улучшит оказание психиатрической помощи населению, однако для завершения строительства требуются капитальные вложения в размере более 100 млн. рублей (финансирование для продолжения строительства корпуса в 2012 году не предусмотрено). Объем финансирования больницы в 2012 году по сравнению с 2011 годом снизился на 3,4 %, при этом увеличение фонда оплаты труда составило 15 %. В плане финансово-хозяйственной деятельности учреждения на 2012 год в связи с недостаточным объемом финансирования не запланированы расходы на услуги связи, транспортные услуги, услуги по содержанию имущества, на увеличение стоимости основных средств, хозяйственные материалы, мягкий инвентарь. В недостаточном объеме запланированы средства на прочие услуги. Оснащение подразделений больницы согласно нормативным требованиям составляет 71 %, износ оборудования - 53 %. По таким статьям, как увеличение стоимости основных средств, приобретение мягкого инвентаря, денежные средства не выделяются много лет подряд. Доля расходов на заработную плату и начислений на оплату труда в общем объеме финансирования в 2010 - 2012 годах составила 66,3 %, 69 %, 80,0 % соответственно. Стоимость койко-дня по питанию и медикаментам в 2010 - 2012 годах также неуклонно сокращается и достигла критического уровня. Стоимость одного койко-дня на медикаменты - 47,11 рубля в день при запланированном финансировании 98,28 рубля. Такая негативная тенденция снижения финансирования прослеживается по годам: 2010 год - 85,27 рубля; 2011 год - 62,54 рубля. Стоимость койко-дня по питанию - 52,23 рубля, что менее 50 % от запланированного финансирования в 121,22 рубля.
Меню на день проверки 06.07.2012:
завтрак - каша пшенная с маслом и сахаром, кофейный напиток с молоком, хлеб, масло;
обед - борщ на курином бульоне со сметаной, каша пшеничная с мясом, компот из сухофруктов;
полдник: взрослым - кефир, детское отделение - яйцо вареное, кофейный напиток с молоком;
ужин - каша манная молочная с маслом и сахаром, чай, хлеб.
Учитывая контингент больницы, прием пациентами психотропных препаратов, необходимо констатировать неприемлемые нормы по питанию в учреждении (по результатам проверки аппаратом Уполномоченного по правам человека в Оренбургской области и представленным нарушениям министерством здравоохранения Оренбургской области ГБУЗ "ООКПБ № 1" от 17.08.2012 увеличены лимиты бюджетных обязательств на расходы по приобретению продуктов питания и медикаментов в размере 6506,0 тыс. рублей).
Следует отметить, что материально-техническая база двух других психиатрических стационаров также находится в неудовлетворительном состоянии.
В ГБУЗ "ООКПБ № 2" большинство зданий лечебных отделений построено в 50-х годах прошедшего столетия по типовому проекту "рыбацкое общежитие", в зданиях стены кирпичные с колодезной кладкой, засыпные, перекрытия деревянные. Отсутствие текущего и капитального ремонта практически всех лечебных отделений нарушает права пациентов на достойное и качественное получение медицинской помощи. Имеется заключение об аварийном состоянии крыши 3-го отделения (женское и геронтологическое на 120 коек). Смета на 2,5 млн. рублей проверена министерством здравоохранения Оренбургской области, ремонтные работы до настоящего времени не начаты, что непосредственно угрожает жизни находящихся пациентов в отделении. Также в 4 отделениях отсутствует автоматическая противопожарная сигнализации.
Областной психотерапевтический центр как структурное подразделение ГБУЗ "ООКПБ № 2", расположенный по адресу: ул. Пушкинская, 27, не отвечает санитарным нормам по площади. В соответствии с действующим приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 16.09.2003 № 438 "О психотерапевтической помощи" только площадь дневного стационара должна составлять более 300 кв. м, а площадь одного кабинета психотерапии амбулаторного отделения - 66 кв. м (общая площадь кабинетов центра составляет 172,8 кв. м: дневной стационар - заведующий отделением (1 чел.) - 9,1 кв. м; врачи (4 чел.) - 14,5 кв. м; процедурный кабинет - 7,5 кв. м; старшая медицинская сестра - 5,6 кв. м; сестринская - 10,9 кв. м; туалет общий для пациентов и сотрудников - 5,0 кв. м). В центре отсутствуют палаты, кровати, дополнительные помещения, что нарушает порядок пребывания и отдыха больных, проведения психотерапии и медицинских процедур. Система профессиональной трудовой реабилитации пациентов не используется в связи с закрытием лечебно-трудовых мастерских, что негативно отражается как на клинических, так и на социально-психологических показателях.
Особенность оказания психиатрической помощи населению предусматривает в соответствии с законодательством Российской Федерации недобровольную госпитализацию в психиатрический стационар. Так, в 2011 году в психиатрические больницы области госпитализировано 914 пациентов в недобровольном порядке (за 6 месяцев 2012 года - 551 пациент), альтернативы для прохождения лечения и обследования кроме как в трех областных психиатрических больницах не имеется. К Уполномоченному неоднократно обращались граждане, госпитализированные в недобровольном порядке, с жалобами на условия пребывания в психиатрических больницах области.
Коечный фонд психиатрических учреждений недостаточно дифференцирован по состоянию больных, излишне централизован, что с учетом больших радиусов обслуживания способствует утрате социальных связей пациентов, увеличению сроков лечения, "оседанию" больных в стационарах. Так, более 200 больных находятся в психиатрических стационарах более одного года, часть из них нуждается в направлении в учреждения социального обслуживания, однако они не могут быть переведены из-за отсутствия мест в психоневрологических интернатах. Тем самым нарушаются требования статьи 5 Федерального закона "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" о содержании пациентов в должных санитарно-гигиенических условиях, не унижающих человеческого достоинства, только в течение срока, необходимого для обследования и лечения.
Следует обратить внимание на положение детей и подростков - пациентов психиатрических учреждений, особенно поступивших из детских домов, приютов и интернатов. Не всегда является обоснованной необходимость помещения их в психиатрические учреждения, так как зачастую такая госпитализация происходит не на основании наличия у них психического расстройства, а из-за плохого поведения. Нужно учитывать и особую уязвимость детской психики, на которую могут крайне неблагоприятным образом повлиять неудовлетворительные условия размещения пациентов в психиатрических учреждениях.
На территории Оренбургской области отсутствуют общежития для психических больных, утративших социальные связи, что является нарушением статьи 16 Федерального закона "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".
Особенно остро стоит вопрос недофинансирования психиатрических больниц области. Так, сумма уменьшения лимитов бюджетных обязательств в 2011 году составила: в ГБУЗ "ООКПБ № 1" 15464800,0 рубля, из них 14845900,0 рубля по статьям "Медикаменты" и "Питание" (на 15.08.2012 сумма уменьшения лимитов бюджетных обязательств составляет 12740870,0 рубля); в ГБУЗ "ООКПБ № 2" 17761600,0 рубля, из них 9161000,0 рубля по статье "Питание" (на 15.08.2012 сумма уменьшения лимитов бюджетных обязательств составляет 11040030,0 рубля); в ГБУЗ "ОПБ № 3" 14310000,0 рубля, из них 12409900,0 рубля по статьям "Медикаменты" и "Питание" (на 15.08.2012 сумма уменьшения лимитов бюджетных обязательств составляет 23359200,0 рубля).
Таким образом, необходимо признать не соответствующими требованиям Федерального закона "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" и приказам Министерства здравоохранения Российской Федерации:
1) материально-техническую базу психиатрических учреждений;
2) финансирование общих расходов психиатрических учреждений;
3) кадровое обеспечение психиатрических учреждений.
Также следует обратить внимание на отсутствие должного контроля со стороны министерства здравоохранения Оренбургской области за положением лиц, проходящих лечение в психиатрических учреждениях Оренбургской области.
В целях эффективной защиты прав граждан, страдающих психическими расстройствами, Уполномоченный по правам человека в Оренбургской области предлагает разработать и принять ряд неотложных мер по модернизации психиатрической помощи в области:
1) министерству здравоохранения Оренбургской области:
разработать областную целевую программу, включающую в себя комплекс неотложных (организационных, материально-технических, правовых) мер, направленных на приведение положения с оказанием психиатрической помощи и гарантиями прав граждан при ее оказании в соответствие с Федеральным законом "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" на территории Оренбургской области;
улучшить финансирование учреждений, оказывающих помощь гражданам, страдающим психическими расстройствами;
2) Правительству Оренбургской области:
изыскать финансовые средства на завершение строительства амбулаторно-диагностического корпуса с психоневрологическим диспансером в ГБУЗ "ООКПБ № 1";
воссоздать систему реабилитации и реадаптации для лиц с психическими расстройствами;
увеличить численность и повысить качество подготовки кадров для работы в психиатрических учреждениях;
усилить государственный и общественный контроль за соблюдением прав граждан, нуждающихся в психиатрической и психотерапевтической помощи.


------------------------------------------------------------------