По датам

2013

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Арбитражного суда Оренбургской области от 12.04.2013 по делу N А47-1143/2013 <Исковые требования о взыскании излишне возвращенных налогов, пени и штрафов удовлетворены, поскольку возврат ответчику налогов, пеней и штрафа произведен истцом без установленных законом оснований, ответчиком не представлены доказательства и не приведены доводы, свидетельствующие о наличии переплаты по налогам, пеням и штрафу>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 12 апреля 2013 г. по делу № А47-1143/2013

Резолютивная часть решения объявлена 08.04.2013 года
Решение изготовлено в полном объеме 12.04.2013 года
Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Сиваракши В.И. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания К. рассмотрел в открытом судебном заседании дело, возбужденное по исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Оренбурга (г. Оренбург) к обществу с ограниченной ответственностью "Никитин" (ОГРН 1045605460724, ИНН 5610081480) в лице конкурсного управляющего Доронина М.В. (г. Оренбург) о взыскании денежных средств в общей сумме 93 835, 04 рубля, в том числе 88 885,24 рубля - денежные средства, излишне перечисленные налогоплательщику, 4 949,80 рубля - сумма процентов за пользование чужими денежными средствами; взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами из расчета 8,25 % годовых на сумму невозвращенных денежных средств до момента полного исполнения решения суда, вынесенного по результатам рассмотрения настоящего искового заявления,
представители сторон:
от истца: Д. - главный специалист-эксперт правового отдела (доверенность, постоянная),
от ответчика: П. - представитель (доверенность, постоянная),

установил:

Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Оренбурга (далее - истец, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с требованиями к обществу с ограниченной ответственностью "Никитин" (далее - общество, ответчик) о взыскании денежных средств в общей сумме 93 835, 04 рубля, в том числе 88 885,24 рубля - денежные средства, излишне перечисленные налогоплательщику, 4 949,80 рубля - сумма процентов за пользование чужими денежными средствами; взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами из расчета 8,25 % годовых на сумму невозвращенных денежных средств до момента полного исполнения решения суда, вынесенного по результатам рассмотрения настоящего искового заявления.
До начала судебного разбирательства от истца в электронном виде поступило уточнение к исковому заявлению.
Согласно данному уточнению, истец отказывается от требований в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами в порядке статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев ходатайство истца об отказе от части заявленных по делу требований, арбитражный суд первой инстанции приходит к выводу о том, что отказ от части заявленных требований не противоречит закону, иным нормативным правовым актам и не нарушает права других лиц.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказ истца от иска является основанием для прекращения производства по делу.
При таких обстоятельствах производство по делу в части требований о взыскании 4 949,80 рубля - суммы процентов за пользование чужими денежными средствами; взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами из расчета 8,25 % годовых на сумму невозвращенных денежных средств до момента полного исполнения решения суда, вынесенного по результатам рассмотрения настоящего искового заявления, подлежит прекращению.
В обоснование заявленных требований налоговый орган указывает на излишний возврат ответчику налогов, пеней и штрафа на общую сумму 88 885,24 рубля и отсутствие возможности возвратить данную сумму в бесспорном порядке, поскольку ответчик признан несостоятельным (банкротом).
В обоснование заявленных возражений ответчик указывает на отсутствие у налогового органа полномочий на взыскание в судебном порядке с организации-банкрота излишне возвращенных налогов, пеней и штрафов. Также ответчик указывает, что решения о возврате, принятые налоговым органом, в установленном порядке не отменены и не признаны недействительными.
В открытом судебном заседании арбитражным судом установлено следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Никитин" зарегистрировано в качестве юридического лица 04.06.2004 года, имеет ОГРН 1045605460724, ИНН 5610081480.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 01.03.2011 года по делу № А47-9794/2010 ликвидируемый должник - общество с ограниченной ответственностью "Никитин" признано банкротом, конкурсным управляющим утвержден Сыдыков А.А.
Согласно справке налогового органа № 16703 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 12.03.2012 года, у истца имелась переплата по страховым взносам на обеспечение пенсионного страхования, направляемым на выплату страховой части трудовой пенсии, в сумме 158 543,99 рубля и по пеням в сумме 1,15 рубля; по водному налогу в сумме 65 рублей и по штрафу в сумме 100 рублей; по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 0,46 рубля; по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования, в сумме 104 502,25 рубля и по пеням в сумме 105,85 рубля; по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный Фонд обязательного медицинского страхования, в сумме 11 225,65 рубля и по пеням в сумме 1 712,23 рубля, всего в сумме 276 256,58 рубля.
Конкурсный управляющий общества Садыков А.А. обратился в налоговый орган с заявлением от 26.03.2012 года № б/н о возврате излишне уплаченного налога.
Данное заявление получено налоговым органом 28.03.2012 года и зарегистрировано за входящим номером 4743.
Налоговым органом возврат излишне уплаченных налогов, пеней и штрафа был произведен в соответствии со следующими решениями о возврате (в решениях о возврате налоговым органом допущена описка в номере и дате регистрации заявления общества - вместо 28.03.2012 года № 4743 указано № 123 от 29.05.2012 года):
Решение о возврате № 1190 от 29.05.2012 года на возврат водного налога в сумме 65 рублей (КБК 18210703000011000110);
Решение о возврате № 1234 от 31.05.2012 года на возврат водного налога в сумме 65 рублей (КБК 18210703000011000110);
Решение о возврате № 1191 от 29.05.2012 года на возврат штрафа по водному налогу в сумме 100 рублей (КБК 18210703000013000110);
Решение о возврате № 1235 от 31.05.2012 года на возврат штрафа по водному налогу в сумме 100 рублей (КБК 18210703000013000110);
Решение о возврате № 1185 от 29.05.2012 года на возврат единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в сумме 0,46 рубля (КБК 18210909010011000110);
Решение о возврате № 1229 от 31.05.2012 года на возврат единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в сумме 0,46 рубля (КБК 18210909010011000110);
Решение о возврате № 1186 от 29.05.2012 года на возврат единого социального налога, зачисляемого в Фонд социального страхования, в сумме 90 089,15 рубля (КБК 18210909020071000110);
Решение о возврате № 1230 от 31.05.2012 года на возврат единого социального налога, зачисляемого в Фонд социального страхования, в сумме 90 089,15 рубля (КБК 18210909020071000110);
Решение о возврате № 1187 от 29.05.2012 года на возврат пеней по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования, в сумме 105,85 рубля (КБК 18210909020072000110);
Решение о возврате № 1231 от 31.05.2012 года на возврат пеней по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования, в сумме 105,85 рубля (КБК 18210909020072000110);
Решение о возврате № 1188 от 29.05.2012 года на возврат единого социального налога, зачисляемого в федеральный Фонд обязательного медицинского страхования, в сумме 11 225,65 рубля (КБК 18210909030081000110);
Решение о возврате № 1232 от 31.05.2012 года на возврат единого социального налога, зачисляемого в федеральный Фонд обязательного медицинского страхования, в сумме 11 225,65 рубля (КБК 18210909030081000110);
Решение о возврате № 1189 от 29.05.2012 года на возврат пеней по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный Фонд обязательного медицинского страхования, в сумме 1 712,23 рубля (КБК 18210909030082000110);
Решение о возврате № 1233 от 31.05.2012 года на возврат пеней по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный Фонд обязательного медицинского страхования, в сумме 1 712,23 рубля (КБК 18210909030082000110).
Всего вынесено налоговым органом решений о возврате на общую сумму 206 596,68 рубля.
Согласно выписке ОАО "Сбербанк России" по операциям на счете ООО "Никитин", 01.06.2012 года денежные средства, указанный в названных выше решениях о зачете, поступили на расчетный счет ответчика.
Таким образом, налоговым органом на оснований решений о возврате суммы излишне уплаченных налогов, пеней и штрафа обществу возвращены дважды (за исключением единого социального налога, зачисляемого в Фонд социального страхования).
По единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования, у общества имелась переплата в сумме 104 502,25 рубля, возврат излишне уплаченного налога произведен решениями о возврате от 29.05.2012 года № 1186 и от 31.05.2012 года № 1230 в общей сумме 180 178,30 рубля.
Всего излишне возвращено налоговым органом обществу налогов, пеней и штрафа на общую сумму 88 885,24 рубля.
Возврат излишне уплаченных страховых взносов на обеспечение пенсионного страхования, направляемых на выплату страховой части трудовой пенсии, в сумме 158 543,99 рубля, и пеней в сумме 1,15 рубля налоговым органом не производился.
Определением Арбитражного суда Оренбургской области от 05.06.2012 года по делу № А47-9794/2010 конкурсным управляющим общества с ограниченной ответственностью "Никитичн" утвержден Доронин М.В.
Согласно подп. 5 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо взысканных налогов, пени, штрафов.
На основании подп. 7 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Кодексом.
В соответствии с п. 1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
В силу п. 6 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
В целях регулирования бюджетных правоотношений и на основании статьи 6, части 2 статьи 20 Бюджетного кодекса Российской Федерации, приложения № 5 к Федеральному закону от 03.12.2012 года № 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" Федеральная налоговая служба признана главным администратором доходов федерального бюджета.
По статье 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями:
осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним;
осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов;
принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;
принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представляет уведомление в орган Федерального казначейства.
Приказом Федеральной налоговой службы от 27.12.2012 года № ММВ-7-1/1005@ "Об осуществлении бюджетных полномочий главного администратора доходов федерального бюджета Федеральной налоговой службы, администраторов доходов федерального бюджета территориальными органами Федеральной налоговой службы" Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Оренбурга включена в перечень территориальных органов Федеральной налоговой службы, осуществляющих бюджетные полномочия администраторов доходов федерального бюджета.
В судебном заседании установлено, что налоговый орган ошибочно вернул обществу ранее уплаченные налоги, пени и штраф в общей сумме 88 885,24 рубля. В том числе излишне возвращено 65 рублей - водный налог (КБК 18210703000011000110), 100 рублей - штраф по водному налогу (КБК 18210703000013000110), 0,46 рубля - единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет (КБК 18210909010011000110), 75 676,05 рубля ((90 089,15 руб. х 2) - 104 502,25 руб.) - единый социальный налог, зачисляемый в Фонд социального страхования (КБК 18210909020071000110), 105,85 рубля - пени по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования (КБК 18210909020072000110), 11 225,65 рубля - единый социальный налог, зачисляемый в федеральный Фонд обязательного медицинского страхования (КБК 18210909030081000110), 1 712,23 рубля - пени по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный Фонд обязательного медицинского страхования (КБК 18210909030082000110).
Действующее законодательство не устанавливает порядок возврата в бюджет обязательных платежей, которые ошибочно возвращены плательщику. По пункту 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе налоговым, и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
К спорным отношениям в соответствии с п. 3 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации нормы законодательства о налогах и сборах не применимы, и следует руководствоваться положениями ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса (часть 1).
Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (часть 2).
В п. 4 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2000 года № 49 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении" разъяснено, что правила об обязательствах вследствие неосновательного обогащения подлежат применению также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате ошибочно исполненного.
Таким образом, в судебном разбирательстве подлежат установлению следующие обстоятельства: приобретение или сбережение имущества за счет другого лица путем пользования чужим имуществом без намерения его приобрести; приобретение или сбережение имущества без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований; доказанности размера неосновательного обогащения.
В соответствии с п. 1 статьи 5 Федерального закона от 26.10.2002 года № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", в целях настоящего Федерального закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 года № 63 "О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве" разъяснено, что денежное обязательство должника по возврату стоимости неосновательного обогащения для целей квалификации в качестве текущего платежа считается возникшим с момента фактического приобретения или сбережения имущества должником за счет кредитора.
Поскольку обязательство по возврату неосновательного обогащения возникло у ответчика с 01.06.2012 года (денежные средства зачислены на расчетный счет ответчика 01.06.2012 года), а ответчик признан банкротом 01.03.2011 года, денежное обязательство является текущим.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на положения п. 2 статьи 134 Федерального закона от 26.10.2002 года № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на необходимость самому суду квалифицировать спорные отношения и определить нормы права, подлежащие применению к таким отношениям (Постановление от 29.04.2010 года Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2011 года № 54 "О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем", Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.10.2010 года № 4502/10, от 08.02.2011 года № 13970/10, от 27.03.2012 года № 15961/11 и др.).
К спорным отношениям подлежит применению норма статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В обоснование возражений ответчик указывает, что решения налогового органа о возврате от 31.05.2012 года не были в установленном порядке отменены либо признаны недействительными. Следовательно, неосновательное обогащение отсутствует.
В соответствии с п. 3 статьи 31, статьей 140 Налогового кодекса Российской Федерации вышестоящие налоговые органы вправе отменять и изменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах.
Законодательство о налогах и сборах не наделяет налоговые органы правом отменять вынесенные им в соответствии со статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации решения о возврате.
Также налоговые органы не обладают правом в судебном порядке признавать недействительными вынесенные ими же решения.
Возврат ответчику налогов, пеней и штрафа в общей сумме 88 885,24 рубля произведен истцом без установленных законом оснований, в нарушение требований статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (отсутствие факта переплаты налоговых платежей, пеней и штрафа на общую сумму 88 885,25 рубля).
Ответчиком не представлены доказательства (ст. 65 АПК РФ) и не приведены доводы (часть 3 - 1 статьи 70 АПК РФ), свидетельствующие о наличии переплаты по налогам, пеням и штрафу на общую сумму 88 885,25 рубля
С учетом изложенного, заявленные налоговым органом требования подлежат удовлетворению.
Судебные расходы в сумме 3 555,41 рубля на основании части 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.
Руководствуясь ст.ст. 49, 110, п. 4 части 1 ст. 150, ст.ст. 151, 167 - 170, 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Отказ Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Оренбурга от требований о взыскании 4 949,80 рубля - суммы процентов за пользование чужими денежными средствами, и взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами из расчета 8,25 % годовых на сумму невозвращенных денежных средств до момента полного исполнения решения суда, вынесенного по результатам рассмотрения настоящего искового заявления, принять, производство по делу в этой части прекратить.
2. Заявленные Инспекцией Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Оренбурга требования удовлетворить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Никитин" (460024, Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Пороховая, 2, кв. 21, ОГРН 1045605460724, ИНН 5610081480, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 04.06.2004 года) в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Оренбурга (460000, Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Чичерина, 1, корп. А, ОГРН 1045608413894, ИНН 5612011311, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 10.12.2004 года) излишне возвращенные налоги, пени и штрафы в общей сумме 88 885,24 рубля (восемьдесят восемь тысяч восемьсот восемьдесят пять рублей двадцать четыре копейки), в том числе 65 рублей - водный налог (КБК 18210703000011000110), 100 рублей - штраф по водному налогу (КБК 18210703000013000110), 0,46 рубля - единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет (КБК 18210909010011000110), 75 676,05 рубля - единый социальный налог, зачисляемый в Фонд социального страхования (КБК 18210909020071000110), 105,85 рубля - пени по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования (КБК 18210909020072000110), 11 225,65 рубля - единый социальный налог, зачисляемый в федеральный Фонд обязательного медицинского страхования (КБК 18210909030081000110), 1 712,23 рубля - пени по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный Фонд обязательного медицинского страхования (КБК 18210909030082000110).
3. Расходы по уплате государственной пошлины отнести на общество с ограниченной ответственностью "Никитин".
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Никитин" (460024, Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Пороховая, 2, кв. 21, ОГРН 1045605460724, ИНН 5610081480, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 04.06.2004 года) в доход федерального бюджета 3 555,41 рубля (три тысячи пятьсот пятьдесят пять рублей сорок одна копейка) государственной пошлины.
4. Исполнительные листы выдать Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Оренбурга (460000, Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Чичерина, 1, корп. А, ОГРН 1045608413894, ИНН 5612011311, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 10.12.2004 года) в порядке ст.ст. 318 - 320 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня принятия обжалуемого решения.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда (www.18aac.ru).

Судья
В.И.СИВАРАКША


------------------------------------------------------------------