Постановление Президиума Оренбургского областного суда от 25.03.2013 по делу N 44г-11 <Иск о взыскании транспортного налога и пени удовлетворен, поскольку с момента приобретения автомобиля у ответчика возникла объективная обязанность по уплате транспортного налога, которая не была им исполнена в полном объеме, содержащие недостоверную информацию сведения ГИБДД не освобождают налогоплательщика от уплаты действительной суммы налога>
ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ПРЕЗИДИУМ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 марта 2013 г. по делу № 44г-11
м/с Чиркова В.В.
ф/с Галегузова С.Ю.
Президиум Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего - Емельянова В.А.,
членов президиума: Решетниковой Т.П., Акулова А.И., Капустиной Н.И., Сайтбурхановой Р.Х., Петерс И.А.
рассмотрел кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Оренбургской области (далее - Межрайонная ИФНС России № 8 по Оренбургской области) на решение исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 1 г. Медногорска Оренбургской области мирового судьи судебного участка № 2 г. Медногорска Оренбургской области от 24 мая 2012 г. и апелляционное определение Медногорского городского суда Оренбургской области от 2 августа 2012 г. по гражданскому делу по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Оренбургской области к Л. о взыскании недоимки по транспортному налогу.
Заслушав доклад судьи Оренбургского областного суда Хакимовой О.В., объяснения представителя истца Ф., поддержавшей кассационную жалобу, ответчика Л., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, президиум Оренбургского областного суда
установил:
Межрайонная ИФНС России № 8 по Оренбургской области обратилась в суд с иском к Л. о взыскании недоимки по транспортному налогу, указав, что за ответчиком с 2001 года зарегистрировано транспортное средство ГАЗ-3302 с мощностью двигателя *** л.с.
(дата) из РЭО ГИБДД МО МВД России "Кувандыкский" получены сведения, согласно которым в собственности ответчика находился не легковой автомобиль ГАЗ-3302, а грузовой, поэтому изменена налоговая ставка и за 2009 - 2010 годы доначислен транспортный налог в сумме *** рублей. Так как в установленный в уведомлении № срок - (дата) ответчик налог не уплатил, налоговым органом начислена пеня в сумме *** рублей.
Истец просил взыскать с Л. задолженность по транспортному налогу за 2009 - 2010 годы в размере *** рублей, в том числе налог - *** рублей и пеню - *** рублей.
Решением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 1 г. Медногорска Оренбургской области мирового судьи судебного участка № 2 г. Медногорска Оренбургской области от 24 мая 2012 г. в удовлетворении исковых требований Межрайонной ИФНС России № 8 по Оренбургской области отказано.
Апелляционным определением Медногорского городского суда Оренбургской области от 2 августа 2012 г. решение мирового судьи оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в Оренбургский областной суд 25 января 2013 г., Межрайонная ИФНС России № 8 по Оренбургской области полагает, что суд при рассмотрении дела допустил неправильное применение закона, просит отменить принятые по делу судебные постановления и принять решение об удовлетворении исковых требований.
Определением судьи Оренбургского областного суда Хакимовой О.В. от 26 февраля 2013 г. кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании президиума Оренбургского областного суда.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без установления которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, президиум Оренбургского областного суда приходит к следующему.
Согласно ст. 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Транспортный налог на территории Оренбургской области введен Законом Оренбургской области от 16 ноября 2002 г. № 322/66-III-ОЗ "О транспортном налоге", ставки налога установлены в зависимости от категории транспортного средства и мощности его двигателя.
Согласно ст.ст. 358, 361 Налогового кодекса Российской Федерации в качестве категорий транспортных средств, являющихся объектом налогообложения, применительно к которым установлены соответствующие налоговые ставки, определены, в частности, грузовые и легковые автомобили, а также другие транспортные средства.
В силу ст. 6 Закона Оренбургской области от 16 ноября 2002 г. № 322/66-111-03 "О транспортном налоге" налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм - силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах: автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно - 7,00 рублей; грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно - 25,00 рублей.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что за Л. с (дата) зарегистрировано транспортное средство ГАЗ-3302, государственный регистрационный знак ***, с мощностью двигателя *** л.с, (дата) года выпуска, тип транспортного средства - грузовой бортовой (л.д. 42).
Имеющийся в материалах дела паспорт транспортного средства (л.д. 43) свидетельствует, что тип автомобиля ГАЗ-3302, принадлежащего Л., - грузовой, мощностью *** л.с.
Истцом в адрес ответчика было направлено налоговое уведомление № (л.д. 8) о необходимости оплатить транспортный налог за указанный автомобиль за 2009 год и 2010 год в размере ***., исходя из налоговой ставки 25 рублей, но с учетом, что ранее налог был ответчиком уплачен как за легковой автомобиль по ставке 7 рублей.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, мировой судья согласился с мнением ответчика, что автомобиль является легковым, так как хотя он и предназначен для перевозки грузов, но имеет категорию "В" и его разрешенная максимальная масса не превышает 3,5 тонны.
При этом суд сослался на положения Конвенции о дорожном движении (Вена, 8 ноября 1968 г.), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР № 5938-VШ от 29 апреля 1974 г.
Кроме того, мировой судья, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что налоговый орган исчислял ответчику транспортный налог, начиная с 2001 г., как за легковой автомобиль и Л. исправно его платил, а так как тип транспортного средства не менялся, суд сделал вывод об отсутствии у налогового органа права для взыскания транспортного налога как за грузовой автомобиль.
Доводы кассационной жалобы о незаконности данных выводов мирового судьи и суда апелляционной инстанции являются обоснованными.
В силу п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
В соответствии со ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок регистрации транспортного средства определен постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. № 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники". Из пункта 2 этого нормативного акта следует, что все транспортные средства, относящиеся к автомототранспорту, имеющие максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, регистрируются в органах Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел России (ГИБДД), а все другие самоходные машины, включая автомототранспортные средства с максимальной конструктивной скоростью 50 км/ч и менее, - в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзор).
Приказами МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23 июня 2005 г. утверждено Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (далее - Положение).
В силу указанного Положения паспорта выдаются собственникам транспортных средств организациями, являющимися изготовителями транспортных средств, таможенными органами Федеральной таможенной службы или подразделениями Госавтоинспекции.
В соответствии с п. 28 Положения о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств от 23 июня 2005 г. (п. 2.2.4 Положения от 30 июня 1997 г.) к категории "В" относятся автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми. При этом, согласно приложению № 3 "Сравнительная таблица категорий транспортных средств", к данной категории относятся как "механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения" (легковые автомобили), так и "механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны", то есть грузовые автомобили.
Таким образом, категория "В" может быть присвоена как грузовым, так и легковым автомобилям и, следовательно, только по категории нельзя определить принадлежность транспортного средства к грузовым или легковым автомобилям.
Согласно п. 27 Положения о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств от 23 июня 2005 г. в строке "3. Наименование (тип ТС)" указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением.
Из вышеизложенного следует, что паспорт транспортного средства - это документ, содержащий в себе полные сведения о характеристиках и конструкторских особенностях автомобиля. Таким образом, именно данный документ следует рассматривать в качестве доказательства принадлежности транспортного средства к категории "грузовые" или "легковые" автомобили.
Вышеуказанные положения полностью соответствуют Конвенции о дорожном движении (Вена, 8 ноября 1968 г.), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР № 5938-VШ от 29 апреля 1974 г., на которую ссылался суд первой инстанции, где установлено, какие автомобили относятся к категории "В".
Как следует из материалов дела и установлено судом, при оформлении автомобиль ГАЗ-3302 определен заводом-изготовителем с учетом технических показателей, конструкторских особенностей и характеристик как грузовой, Закон Оренбургской области "О транспортном налоге" установил разные налоговые ставки для легковых и для грузовых автомобилей, следовательно, транспортный налог ответчик должен был платить как за грузовой автомобиль по ставке 25 рублей.
То обстоятельство, что налоговый орган ранее присылал ответчику налоговое уведомление об уплате транспортного налога по ставке, установленной для легковых автомобилей, не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, исходя из следующего.
В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст. 71 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если обязанность налогоплательщика или плательщика сборов по уплате налогов и сборов изменилась после направления требования об уплате налога и сбора, налоговый орган обязан направить налогоплательщику или плательщику сборов уточненное требование.
Согласно абз. 1, 2 и 3 пункта 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 28 ноября 2009 г. № 283-ФЗ) налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
Таким образом, у Л. с момента приобретения автомобиля возникла объективная обязанность по уплате транспортного налога, которая не была им исполнена в полном объеме. Вместе с тем неправильное исчисление суммы налога в результате того, что предоставленные органом ГИБДД сведения содержали недостоверную информацию, не освобождает налогоплательщика от уплаты действительной суммы налога. Право налогового органа на взыскание недоимки по транспортному налогу ограничено лишь трехлетним сроком.
В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, начисляется пеня. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Согласно налоговому уведомлению об уплате налога N, которое должно было быть исполнено Л. до (дата), сумма недоимки по транспортному налогу за 2009 - 2010 годы составляет *** рублей, истец правомерно просил взыскать пеню по состоянию на (дата) в размере *** рублей *** коп.
Поскольку судебными инстанциями допущена ошибка в применении норм материального права, все обстоятельства по делу установлены полно, президиум в силу п. 5 ч. 1 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным, не передавая дело для нового рассмотрения, принять новое судебное постановление об удовлетворении иска.
Руководствуясь ст. 388, п. 5 ч. 1 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум Оренбургского областного суда,
постановил:
кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Оренбургской области удовлетворить.
Решение исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 1 г. Медногорска Оренбургской области мирового судьи судебного участка № 2 г. Медногорска Оренбургской области от 24 мая 2012 г. и апелляционное определение Медногорского городского суда Оренбургской области от 2 августа 2012 г. по гражданскому делу по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Оренбургской области к Л. о взыскании недоимки по транспортному налогу отменить и принять новое решение.
Иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Оренбургской области к Л. о взыскании транспортного налога и пени удовлетворить.
Взыскать с Л. задолженность по транспортному налогу в сумме *** рублей *** копеек, из которых налог - *** рублей, пеня - *** рублей *** копейки.
Председательствующий:
В.А.ЕМЕЛЬЯНОВ
------------------------------------------------------------------