По датам

2013

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Арбитражного суда Оренбургской области от 18.03.2013 по делу N А47-15687/2012 <Иск о снижении размера штрафа за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального учета в системе обязательного пенсионного страхования, удовлетворен частично, поскольку судом установлено отсутствие у заявителя умысла, направленного на совершение правонарушения и признание своей вины, а также отсутствие негативных последствий для бюджета>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 18 марта 2013 г. по делу № А47-15687/2012

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Карева А.Ю., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр социальной адаптации лиц без определенного места жительства "Шанс" в г. Оренбурге (ОГРН 1085658033284, ИНН 5609070250) к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге (ОГРН 1065658011869, ИНН 5610112152) о признании недействительным решения от 08.10.2012 г. № 066 362 11 РП 0009404 в части размера начисленного штрафа и снижении размера штрафа до 1000 руб.,
лица, участвующие в деле, извещены о принятии к производству заявления и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 123 АПК РФ,

установил:

государственное казенное учреждение Оренбургской области "Центр социальной адаптации лиц без определенного места жительства "Шанс" в г. Оренбурге (далее - заявитель, ГКУ "ЦСА "Шанс") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге (далее - заинтересованное лицо, Управление, фонд) о признании недействительным решения от 08.10.2012 г. № 066 362 11 РП 0009404 в части размера начисленного штрафа и снижении размера штрафа до 1000 руб.
Дело рассматривается в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон, извещенных о принятии к производству заявления.
Определением от 17.01.2013 года Арбитражный суд Оренбургской области в соответствии со статьей 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признал возможным рассмотреть спор в порядке упрощенного производства и предложил в срок до 08.02.2013 г. заинтересованному лицу представить отзыв на заявление, с приложением документов в обоснование своих доводов.
В установленный судом срок заинтересованным лицом были представлены указанные в определении от 17.01.2013 г. документы.
В срок до 04.03.2013 года стороны вправе были представить друг другу и в арбитражный суд дополнительно документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.
Судом установлено, что в срок до 04.03.2013 года сторонами не представлены возражения в отношении рассмотрения дела в порядке упрощенного производства, дополнительных документов, ходатайств также не поступило.
При разрешении спора в порядке упрощенного производства судом установлено следующее.
Как следует из материалов дела, Управлением Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Оренбурге была проведена камеральная проверка ГКУ "ЦСА "Шанс".
В ходе проверки было установлено, что заявителем сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, за 2011 год представлены в орган Пенсионного фонда 12.05.2012 г. - с нарушением срока, установленного для представления таких сведений.
По итогам проведенной проверки 03.09.2012 года был составлен Акт камеральной проверки № 066362 11АК 0009404. По результатам рассмотрения Акта камеральной проверки заместителем начальника Управления было вынесено решение о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 08.10.2012 г. № 066 362 11 РП 0009404, согласно которому ГКУ "ЦСА "Шанс" было предложено уплатить штраф в размере 9 007,20 руб. за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Не согласившись частично с вынесенным Управлением решением ГКУ "ЦСА "Шанс" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения от 08.10.2012 г. № 066 362 11 РП 0009404 в части размера штрафа и снижении размера штрафа до 1000 руб.
Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Оренбурге возражает относительно заявленных требований, считая оспариваемое решение законным и обоснованным, не нарушающим права и законные интересы заявителя, а начисленный штраф - соразмерным совершенному правонарушению.
Изучив представленные в дело документы, суд признает требование заявителя подлежащим удовлетворению частично, исходя из следующего.
В соответствии со ст. ст. 8, 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", страхователи обязаны представлять в территориальные органы Пенсионного фонда РФ по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Согласно п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
6) сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования;
7) сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования;
8) другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии;
9) суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы;
10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы.
Вместе со сведениями, предусмотренными настоящим пунктом, страхователь представляет сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
Страхователь представляет сведения о включаемых в страховой стаж периодах работы и (или) иной деятельности, которые приобретены всеми работающими у него застрахованными лицами до их регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, представляют указанные сведения в том же порядке.
Таким образом, срок представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета за 2011 год установлен не позднее 15.02.2012 г.
В силу абзаца 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ, за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов, причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Судом установлено, что заявителем сведения индивидуального (персонифицированного) учета за 201 год, а именно отчетность по форме АДВ-6-2 "Опись сведений, передаваемых страхователем в ПФР" с отражением данных в целом по предприятию и форме СЗВ-6-1 (СЗВ-6-2) "Сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже" - в отношении 10 застрахованных лиц, были представлены в орган Пенсионного фонда 12.05.2012 г., то есть с нарушением установленного срока.
Материалами дела документально подтвержден факт совершения ГКУ "ЦСА "Шанс" вмененного ему в вину оспариваемым решением правонарушения.
Между тем, суд считает возможным и целесообразным снизить размер начисленного заявителю оспариваемым решением штрафа, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 6 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон № 212-ФЗ) в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов среди прочего выявляет обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение правонарушения.
Согласно пункту 4 статьи 44 Закона № 212-ФЗ обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.
Перечень обстоятельств, смягчающих ответственность, предусмотрен пунктом 1 статьи 44 Закона № 212-ФЗ.
При этом данный перечень обстоятельств не является исчерпывающим.
Судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, смягчающими ответственность могут быть признаны и иные обстоятельства (подпункт 4 пункта 1 статьи 44 Закона № 212-ФЗ).
В Постановлении от 15.07.1999 № 11-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что, исходя из общих принципов права, санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает дифференциацию наказания в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обуславливающих индивидуализацию наказания.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в Информационном письме от 20.12.1999 № С1-7/СМП-1341 указал на необходимость учета правовых позиций Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950, ратифицированной Федеральным законом от 30.03.1998 № 54-ФЗ, о соблюдении баланса публичного и частного интереса при разрешении имущественного спора и справедливости судебного разбирательства любого имущественного спора при осуществлении правосудия арбитражными судами. В соответствии с нормами Федерального закона от 30.03.1998 № 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод" Российская Федерация без специального соглашения признает юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней. Согласно позиции Европейского Суда по правам человека меры финансовой ответственности должны отвечать требованию соразмерности. Разумное равновесие должно сохраняться между общими интересами общества и требованиями охраны основных прав личности.
По смыслу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. Размер штрафного взыскания - поскольку такое взыскание связано с ограничением конституционного права собственности - во, всяком случае, должен отвечать критерию соразмерности, вытекающему из статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Из вышеизложенного следует, что ответственность должна быть соразмерной характеру совершенного деяния, то есть должна быть дифференцированной и предусматривать возможность снижения санкции с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных обстоятельств. Санкции в экономических отношениях не должны носить карательный характер.
Соответствие вытекающим из Конституции РФ требованиям должно сохраняться и при определении размера санкции за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В силу статьи 44 Закона № 212-ФЗ судом в качестве смягчающих во внимание могут быть приняты любые обстоятельства, которые могут быть оценены в качестве таковых по усмотрению суда. Перечень таких обстоятельств является открытым и может быть дополнен судом с учетом конкретных обстоятельств дела.
Арбитражный суд при оценке обоснованности и законности оспариваемого решения государственного органа вправе проверять соразмерность примененной меры ответственности тяжести совершенного правонарушения, и с учетом установленных в судебном порядке обстоятельств, смягчающих ответственность, вправе изменить оспариваемое решение в части определения размера наказания.
Иное не обеспечило бы эффективное восстановление нарушенных прав заявителя и означало бы необоснованный отказ в судебной защите, что противоречит статье 46 Конституции Российской Федерации, части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В процессе рассмотрения спора судом установлены обстоятельства, смягчающие ответственность заявителя, в частности, отсутствие у заявителя умысла, направленного на совершение правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 17 Федерального закона № 27-ФЗ, и признание своей вины, социальную значимость деятельности учреждения и особенность его финансирования (за счет средств бюджета Оренбургской области), а также отсутствие негативных последствий для бюджета.
Учитывая баланс интересов сторон, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению частично и снижает начисленный заявителю штраф в 3 раза, то есть до 3 002,40 руб.
Таким образом, решение от 08.10.2012 г. № 066 362 11 РП 0009404 следует признать недействительным в части размера штрафа, снизив размер штрафа до 3 002,40 руб.
Расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб., понесенные заявителем при подаче заявления в арбитражный суд, следует возложить на ответчика в соответствии с ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201, 228 - 229 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

решил:

1. Заявленные государственным казенным учреждением Оренбургской области "Центр социальной адаптации лиц без определенного места жительства "Шанс" в г. Оренбурге (ОГРН 1085658033284, ИНН 5609070250) требования удовлетворить частично.
2. Признать недействительным решение Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Оренбурге (ОГРН 1065658011869, ИНН 5610112152) от 08.10.2012 г. № 066 362 11 РП 0009404 в части размера начисленного штрафа, снизив размер штрафа до 3 002,40 руб.
3. В удовлетворении оставшейся части заявленных требований отказать.
4. Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге (ОГРН 1065658011869, ИНН 5610112152) в пользу государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр социальной адаптации лиц без определенного места жительства "Шанс" в г. Оренбурге (ОГРН 1085658033284, ИНН 5609070250) расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 (две тысячи) руб.
Исполнительный лист на взыскание судебных расходов выдать заявителю после вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Оренбургской области.

Судья
А.Ю.КАРЕВ


------------------------------------------------------------------